Стратегия швартовок. Часть 3. Примеры расчетов
Оглавление статьи:
- Введение в швартовки
- Математика швартовок: баллы и рейтинги
- Примеры расчетов рейтингов различных вариантов швартовок
- !!! Основные выводы
- Тест
Примеры расчетов рейтингов различных вариантов швартовок
Ниже приведено несколько примеров применения рейтинговой системы к различным вариантам швартовок. Все примеры рассмотрены в условиях достаточно средних ветров (в районе 12-20 узлов, т.е. W=1) и течений (2 узла, т.е. N=2), а сила воздействия проп-эффекта принята за ½, что усреднено соответствует среднестатистическим современным массовым яхтам.
Таким образом, для нижеприведенных примеров, базовая опорная таблица будет выглядеть следующим образом:
Базовая таблица опорных коэффициентов для расчета рейтингов сложности швартовки | ||
Против: | С: | |
Ветер (W – округленный результат деления сила ветра в узлах на 16) | +1 | -1 |
Течение (N – скорость течения в узлах) | +2 | -2 |
Проп-эффект | -½ | +½ |
Да: | Нет: | |
Остановка и перемена направления движения во время маневра | -1 | 0 |
Здесь и далее синим цветом отмечены благоприятные варианты, черным – нейтральные и красным – сложные, для выполнения которых требуется мастерский уровень подготовки.
Швартовка алонгсайд (alongside)
Швартовка алонгсайд – основной и самый простой вид швартовки. Понимание и навык швартовки алонгсайд – является ключом к выполнению всех остальных видов швартовок, в том числе и швартовки кормой и по-средиземноморски. Швартовка алонгсайд выполняется как на движении вперед, так и назад.
Швартовка алонгсайд состоит из следующих механических действий:
- движение вперед на выбранную точку на понтоне (на этом этапе ни ветер, ни течения, ни проп-эффект не имеют существенного значения, зато очень важно сохранять выбранный угол подхода к понтону не подруливая и не пытаясь компенсировать дрейф);
- на расстоянии, примерно 1м до понтона – резкий поворот от понтона (на этом этапе ветер с понтона помогает развороту, а ветер на понтон мешает развороту)
- одновременно с поворотом руля и для обеспечения полной остановки направление движение меняется на противоположное. На этом этапе:
а) проп-эффект «подтягивает» или отталкивает корму к понтону (только при использовании реверса – Boat A);
б) встречный ветер и/или течение помогают, а попутные мешают остановится.
Швартовка алонгсайд очень подробно расписана в статьях “Швартовка яхты Алонгсайд (лагом)” и “Швартовка яхты Алонгсайд (лагом) реверсом“.
В примере рассмотрено 2 основных варианта выполнения швартовки алонгсайд (на движении вперед носом и кормой), а в таблице приведены расчеты для 30 подвариантов для каждого варианта (всего 60 комбинаций условий), которые покрывают все возможные случаи.
Ниже приведена таблица расчета рейтингов сложности для различных вариантов швартовки алонгсайд. При наведении и задержке курсора на каждом рейтинге в таблице, высвечивается его расчет. Здесь 1ая цифра – рейтинг воздействия течения, 2ая – ветра, 3я – проп-эффекта:
Boat A | Boat B | |||||||
Течение | ||||||||
Ветер | ↑ | (нет) | ↓ | ↑ | (нет) | ↓ | ||
Проп-эффект (занос кормы) |
на старборт | ⇓ | +1,5 | -0,5 | -2,5 | -1 | +1 | +3 |
⇒ | +3,5 | +1,5 | -0,5 | -3 | -1 | +1 | ||
(нет) | +2,5 | +0,5 | -1,5 | -2 | 0 | +2 | ||
⇑ | +3,5 | +1,5 | -0,5 | -3 | -1 | +1 | ||
⇐ | +1,5 | -0,5 | -2.5 | -1 | +1 | +3 | ||
на порт | ⇓ | +0,5 | -1,5 | -3,5 | -1 | +1 | +3 | |
⇒ | +2,5 | +0,5 | -1,5 | -3 | -1 | +1 | ||
(нет) | +1,5 | -0,5 | -2,5 | -2 | 0 | +2 | ||
⇑ | +2,5 | +0,5 | -1,5 | -3 | -1 | +1 | ||
⇐ | +0,5 | -1,5 | -3,5 | -1 | +1 | +3 |
Здесь и далее синим цветом отмечены благоприятные варианты (положительный коэффициент больше – тем вариант легче для исполнения), черным – нейтральные и красным – сложные и особо сложные (отрицательный коэффициент больше – тем вариант сложнее для исполнения), для выполнения которых требуется мастерский уровень подготовки шкипера. При наведении курсора на каждую цифру таблицы показывается расчет, где первая цифра – баллы, за воздействие течения, вторая – ветра и третья – проп-эффекта.
Обратите внимание, при швартовке алонгсайд с подходом кормой (Boat B) торможение осуществляется переключением направления движения на движение вперед (а не на реверс) и проп-эффект не возникает.
Швартовка кормой (stern-tо)
Швартовка кормой – наверное наиболее частый вид швартовки, который приходится выполнять шкиперам.
Швартовка кормой очень подробно расписана в статье “Швартовка яхты кормой (stern-to)“.
Расчет рейтингов швартовки кормой производится аналогично расчету рейтингов швартовки алонгсайд, но за счет возможности сделать подход с переменой направления движения (Boat C) – появляется еще одно слагаемое в формуле расчета.
В примере рассмотрено 3 основных варианта выполнения швартовки кормой, а в таблице приведены расчеты для 30 подвариантов для каждого варианта (всего 90 комбинаций условий), которые, хотя и не покрывают все возможные случаи (отсутствует вариант Boat D – подумайте какой), но достаточной мере иллюстрируют методы расчета рейтинга каждого швартовочного места и лучшего метода захода на него.
Ниже приведена таблица расчета рейтингов сложности для различных вариантов швартовки кормой. При наведении и задержки курсора на каждом рейтинге в таблице ниже высвечивается расчет его значения. В расчете 1ая цифра – рейтинг воздействия течения, 2ая – ветра, 3я – проп-эффекта, 4я – коэффициент за остановку, если есть:
Boat A | Boat B | Boat С | |||||||||
Течение | |||||||||||
Ветер | ↑ | (нет) | ↓ | ↑ | (нет) | ↓ | ↑ | (нет) | ↓ | ||
Проп- эффект (занос кормы): |
на старборт |
⇓ | +1,5 | -0,5 | -2,5 | -1,5 | +0,5 | +2,5 | -0,5 | -2,5 | -4,5 |
⇒ | +1,5 | -0,5 | -2,5 | -3,5 | -1,5 | +0,5 | +1,5 | -0,5 | -2,5 | ||
(нет) | +2,5 | +0,5 | -1,5 | -2,5 | -0,5 | +1,5 | +0,5 | -1,5 | -3,5 | ||
⇑ | +3,5 | +1,5 | -0,5 | -3,5 | -1,5 | +0,5 | +1,5 | -0,5 | -2,5 | ||
⇐ | +3,5 | +1,5 | -0,5 | -1,5 | +0,5 | +2,5 | -0,5 | -2,5 | -4,5 | ||
на порт |
⇓ | +0,5 | -1,5 | -3,5 | -0,5 | +1,5 | +3,5 | +0,5 | -1,5 | -3,5 | |
⇒ | +0,5 | -1,5 | -3,5 | -2,5 | -0,5 | +1,5 | +2,5 | +0,5 | -1,5 | ||
(нет) | +1,5 | -0,5 | -2,5 | -1,5 | +0,5 | +2,5 | +1,5 | -0,5 | -2,5 | ||
⇑ | +2,5 | +0,5 | -1,5 | -2,5 | -0,5 | +1,5 | +2,5 | +0,5 | -1,5 | ||
⇐ | +2,5 | +0,5 | -1,5 | –0,5 | +1,5 | +3,5 | +0,5 | -1,5 | -3,5 |
Здесь и далее синим отмечены благоприятные варианты (положительный коэффициент больше – тем вариант легче для исполнения), черным – нейтральные и красным – сложные и особо сложные (отрицательный коэффициент больше – тем вариант сложнее для исполнения), для выполнения которых требуется мастерский уровень подготовки шкипра. При наведении курсора на каждую цифру таблицы показывается расчет, где первая цифра – баллы, за воздействие течения, вторая – ветра, третья – проп-эффекта и четвертая – коэффициент за остановку (если есть).
Стоит обратить внимание, что как минимум один вывод из таблицы можно сделать сразу, еще до приложения ее к реальной ситуации: вариант с остановкой и сменой направления движения (Boat C) во время швартовки всегда хуже, за исключением буквально 3х случаев (выделено желтым для Boat C и для сравнения для Boat A, которая делает практически тот же маневр, но без остановки).
Возможно, что применение коэффициентов при боковом ветре может показаться спорным. Действительно, нюансы (сила, углы) бокового ветра могут принципиально менять его воздействие на лодку, и возможно, что в каких-то случаях, может быть оправданным поменять воздействие с положительного на отрицательное или наоборот. Важно, чтобы всегда было хорошее понимание обоснованности такой замены и произведен расчет рейтинга каждого возможного места с учетом предложенных или ваших коэффициентов.
Швартовка носом (bow-tо)
Швартовка носом – вид швартовки, столь популярный в странах северной Европы и Америки, и совершенно не заслуженно игнорируемый отечественными яхтсменами.
Швартовка носом очень подробно расписана в статье “Швартовка яхты носом (bow-to)“.
Рейтинги сложности швартовки носом рассчитываются аналогично рейтингам сложности швартовки кормой, с двумя отличиями:
- При швартовке носом отсутствует проп-эффект (коэффициент равен 0) (так-как все движение осуществляется вперед).
- Остановка и смена направления движения во время выполнения маневра не столь драматично: так как последующее движение осуществляется вперед, то яхта после остановки начинает движение быстрее, нежели движение назад. Таким образом, для расчета рейтинга сложности швартовки носом коэффициент на остановку и смену направления движения стоит использовать (-1/2), а не (-1), как при расчете рейтинга швартовки кормой.
Швартовка по-средиземноморски (Med-style berthing)
Швартовка по-средиземноморски – во многом аналогична швартовке кормой, но как и следует из названия, этот тип швартовки в основном используется в Средиземном море, в котором, как известно, заметные течения отсутствуют. Таким образом, при расчете рейтинга сложности швартовки по-средиземноморски следует рассчитывать различные варианты маневров, учитывая коэффициенты на ветер, проп-эффект, остановку, но не на течение (коэффициент течения равен 0).
Швартовка по-средиземноморски по очень подробно расписана в статье “Швартовка по средиземноморски (Med-style)“.
Отход с места швартовки
Расчет рейтинга сложности предстоящего отхода с места швартовки следует рассчитывать вместе с расчетом рейтинга сложности швартовки, используя прогнозные данные по ожидаемому ветру и течению на запланированное время отхода. Таким образом очевидно, что набросок плана следующего перехода должен быть уже готов до окончания текущего перехода.
Расчет рейтинга сложности предстоящего отхода с места швартовки выполняется аналогично расчету рейтинга сложности швартовки, но следует учитывать необходимость использования различных коэффициентов. В частности, коэффициента проп-эффекта (при отходе вперед со швартовки кормой проп-эффект не возникает, и соответственно коэффициент равен 0).