Стратегия швартовок
Оглавление статьи:
- Введение в швартовки
- Математика швартовок: баллы и рейтинги
- Примеры расчетов рейтингов различных вариантов швартовок
- !!! Основные выводы
- Тест
В любой яхтенной школе швартовки – это один из основных элементов обучения яхтингу. На тренировку швартовок отводится, как правило, около 30% всего времени любого курса обучения яхтингу. На тему швартовок написано множество книг и статей и уж точно, ни одна книга для начинающих яхтенных шкиперов не обходит тему швартовок стороной.
При этом швартовки все равно остаются Ахиллесовой пятой начинающих и совершенствующихся яхтсменов. У многих яхтсменов швартовки получаются неплохо в одних условиях и совершенно не получаются в других, что часто вызывает у них удивление и непонимание.
Во всех написанных книгах и статьях о швартовках, конечно же описываются условия, более благоприятные, более правильные для швартовок, но совершенно отсутствуют сравнительные характеристики.
Часто можно наблюдать, как, особенно начинающие шкипера, выбирают место для швартовки, исходя из таких критериев, как близость ресторана, красивый вид и т.п., совершенно не учитывая такие аспекты, как текущее направление ветра, течения, проп-эффект яхты – то есть как раз основные характеристики места, влияющие на легкость или вообще возможность швартовки яхты на каждом конкретном месте. А уж встретить шкипера, который при выборе швартовочного места берет в расчет не только текущие характеристики места, но и то, как они изменятся к моменту предполагаемого отхода – практически невозможно.
Вместе с тем, правильный выбор места или тактики захода к нему – это практически 90% успеха, или неуспеха швартовки. На всех курсах, начиная с Теории и всех тренингах ForceSail, мы обязательно очень подробно разбираем стратегию правильного выбора швартовочного места и стратегию правильного выбора маневра по подходу к нему.
В этой статье очень кратко описаны основные идеи стратегии швартовок с использованием мотора, а обычнно пространные рассуждения о выборе условий и тактик переведены на язык математики. Более подробно это обсуждается на любом курсе и тренинге ForceSail: Теория, Обучение RYA: практические курсы для начинающих RYA Day Skipper, практические курсы RYA Coastal Skipper для совершенствующихся, Спецтренинг в Соленте, и конечно на спецтренинге «СуперШвартовка».
Но сначала немного вспомним базовые аксиомы:
Основные воздействия на движение яхты:
Для начала вспомним немного из теории основ движения яхты под воздействием внешних и внутренних сил. Помимо основного, поступательного движения, возникающего за счет работы винта традиционно выделяют еще 3 основных:
Ветер.
Вопреки бытующему мнению, ветер не приводит к килевую яхту дрейфу (смещению) яхты, но в первую очередь разворачивает ее на месте кормой к ветру, до положения, примерно 30°-60° носом от ветру. Лишь по окончании поворота начинается движение яхты, но не по направлению ветра (дрейф), а по направлению оси яхты (движение вперед). Так что практических целей можно ограничится аксиомой: ветер – поворачивает, а затем двигает вперед. Понятно, что скорость, с которой яхта будет разворачиваться и скорость, которую достигнет яхта вдигаясь под воздействием ветра вперед зависят исключительно от сиды ветра, но, и, конечно, от особенностей корпуса яхты.
Течение.
В противоположность ветру, течение смещает яхту в сторону течения со скоростью равной скорости течения и НЕ приводит к ее повороту.
Однако, если сравнивать дрейф современной парусной яхты (со спущенными парусами) по течению и по ветру, то считается, что каждые 16 узлов ветра воздействуют на яхту примерно как 1 узел течения (т.е. соотношение воздействия течения к ветру 1:16). Для яхты без киля, моторной яхты такое соотношение равно примерно 1:10. Т.е. 32 узла ветра, направленного против 2 узлов течения хотя и развернут яхту, но оставят ее примерно на месте.
Важность понимания влияния течения – особенная: понятно, что больше 90% мирового океана подвержено каким-либо течениям, многие устья рек оборудованы как марины, но даже в маринах неприливных морей часто наблюдаются циркуляционные течения. А небольшое, едва заметное на глаз течение в 0,3-0,5 узла, как отмечено выше, воздействует на яхту как 5-8 узлов ветра, что может оказаться весьма значимым при швартовке.
Проп-эффект.
Проп-эффект еще называют: кик-эффект или заброс кормы. Происходит он за счет создания вращающимся винтом вращающегося вокруг него потока воды и воздействия (удара) этого потока в корпус яхты. Основные характеристики проп-эффекта:
- Заметно проявляется при движении задним ходом;
- Направление заброса кормы определяется направлением вращения винта;
- Сила воздействия определяется формой подводной части корпуса яхты и ускорением вращения винта;
- Ускорение вращение винта влияет больше, чем его постоянная скорость.
С помощью резких, но коротких раскруток винта в сторону реверса (заднего хода) можно с легкостью развернуть яхту на месте, не сместив ее при этом заметно из окружности.