fbpx

Швартовка по средиземноморски (Med-style)

Задача и главная проблема швартовки яхты по средиземноморски: Как швартовать яхту кормой к набережной оттянув нос на якоре, при этом не перехлестнув якорную цепь своей яхты с якорными цепями других яхт, при любом, особенно при боковом ветре.

В настоящей инструкции для обозначения места, к которому предполагается швартовка, мы используем термин “понтон”, имея ввиду и понтон, и причал, и бетонную набережную и причальную стенку и любую другую жёскую конструкцию произвольной высоты.

Парусная яхта

Еще до захода в марину подготовьте:

Подготовка яхты к швартовке.

? Это самый ответственный этап!!!

? Никогда не начинайте швартовку не полностью подготовленной яхты.

? Если вы не уверены как надо готовить яхту к тому месту, на которое вам предстоит вставать – сделайте пробный подход, посмотрите на место, высоту понтона, высоту бортов рядом стоящих яхт, направление ветра и течения на этом месте (оно может отличаться от того, что вы видите в другой части марины), но ни в коем случае не швартуйтесь впопыхах. Отойдите, подготовьтесь и сделайте финальный подход.

  • Развесьте по 3 фендера с каждого борта яхты, между шраудсами и кормовым углом, с учетом высоты того, чего они будут касаться. Скорее всего, это будет борта других яхт, так что вешайте фендеры на высоту вашего борта.
  • Повесьте 1 фендер на корму, с учетом высоты того, чего он будет касаться (понтона). Так что скорее всего оптимальная позиция кормового фендер – низко, под корму.
  • Попросите члена команды держать 1 фендер в руках и быть готовым использовать его по мере необходимости.
  • Подготовьте 2 кормовых веревки: Закрепите один конец каждой из них за клит и попросите 2х членов команды стоять с ними на корме и быть готовыми сойти с ними на берег.

Идеальное расположение фендоров по бортам: по одному с каждого борта у шраудсов, по одному на каждом кормовом углу и по одному между.

Всегда вешайте фендеры на ту высоту, на которой находится потенциальная опасность.

При данном типе швартовки лучшим фендером надо защитить корму, потом кормовые уголы.

Выполните один из 2 вариантов выхода на точку сброса якоря в зависимости от направления ветра:

Выход на точку сброса якоря при отвальном С понтон или навальном НА понтон ветрах.

? Самые простые условия для швартовки по-средиземноморски – как раз при одном из этих ветров: отвальном С понтон или навальном НА понтон. При этих направлениях, чем сильнее ветер – тем однозначно легче выполнять швартовку.

  • Двигаясь реверсом, удерживая штурвал в нейтральном положении, выйдите на перпендикулярную понтону траекторию захода на швартовочное место (параллельно уже зашвартованным яхтам).
  • Когда от кормы вашей яхты до носов зашвартованных яхт будет примерно 2,5 длины корпуса вашей яхты дайте команду бросать якорь с максимально возможной скоростью и на всю длину якорной цепи.

Выход на точку сброса якоря при боковом ветре.

? Это единственные условия, когда швартовка яхты по-средизамноморски представляет сложность. Хотя умеренно сильный ветер тоже помогает контролировать вращательный процесс. Но скорость захода нужна высокая.

? Именно при боковом ветре чаще всего происходит наваливание якоря на выброшенные якоря соседних яхт, а самой яхты на соседние яхты.

  • Двигайтесь НА ВЕТЕР параллельно стоящим яхтам (параллельно причалу).
  • В момент, когда нос вашей яхты окажется напротив выбранного вами для швартовки места, на расстоянии примерно 2,5 длины корпуса вашей яхты, резко поверните от выбранного места (от понтона) и затормозите, кратковременно используя реверс.
  • В этот же момент дайте команду бросать якорь с максимально возможной скоростью и на всю длину якорной цепи.
  • Подождите пока яхта, вращаясь вокруг носа (якорной цепи) не повернется почти на 90 градусов и не станет почти параллельно зашвартованным яхтам.
  • Включите реверс и начните движение кормой к выбранному месту.

Движение реверсом к месту швартовки.

? Во всех случаях при движении реверсом стойте боком вдоль яхты.

? Ваш основной центр внимания – на нос яхты: только его позиция относительно объектов вокруг будет точно указывать на направление движения яхты реверсом. Так же, из этой позиции вы сможете контролировать яхту и работу экипажа.

Лишь иногда бросайте взгляд назад, для контроля правильности генерального направления движения. Точность направления движения возможно видеть только смотря на нос яхты.

  • Не снижая скорости продолжите движение к понтону на реверсе. Следите, что бы штурвал все время оставался в нейтральном положении.

При при движении реверсом с выброшенным якорем, цепь будут стабилизировать положение яхты при любом ветре.

Ветер вдоль вашего движения (отвальный/навальный С/НА понтон) будет дополнительно стабилизировать положение яхты.

В таких местах не бывает течений, так что старайтесь все время удерживать штурвал в нейтральном положении.

Остановка у понтона.

? Ваша цель на этом этапе – остановиться у понтона, на расстоянии нормального шага.

  • Примерно за 2 метр до понтона переведите рычаг управления двигателем в нейтраль.
  • Примерно за 1 метр до понтона резко, но кратковременно переводите рычаг управления двигателем на движение вперед для остановки яхты.
  • Если вы оказались слишком далеко от понтона – повторно включите реверс и подойдите к понтону на расстояние нормально шага члена вашей команды.

Если край понтона уходит в воду и под понтоном нет свободного протекания воды – сократите указанные выше расстояния вдвое.

После того, как вы вошли между других яхт и оказались ими зажатыми, вы можете спокойно делать кратковременные остановки и продолжать движение.

Фиксация яхты на месте швартовки.

  • Попросите членов экипажа сойти на берег и привязать веревки к любому крепкому предмету на берегу, растянув веревки от яхты в разные стороны.
  • Натяните якорьную цепь.

Скорее всего, встав на швартовочное место вы окажетесь плотно зажатыми другими яхтами, так что фиксацию яхты вы сможете сделать неторопясь.

Никогда не используйте помощь посторонних: во-первых, вы ничего не знаете об их уровне квалификации, даже для совершения простейших действий, во-вторых, они ничего не знают о ваших намерениях, а то, как они делают они сами может сильно отличаться от того, что хотите сделать вы. Слишком часто такая помощь превращается в “медвежью услугу”. При этом, за все отвечать все равно вам, даже если ошибку совершил маринарио!

Учебные программы по швартовкам

Очевидно, что как бы хорошо ни была бы пошагово расписана инструкция, научиться по ней выполнять столь дорогостоящую операцию, как швартовка примерно аналогично тому, как научиться делать медицинскую операцию по методичке. Хотя инструкция и позволяет прояснить многие тонкие вопросы и получить общее понимание, но учиться лучше понимая, видя и пробуя.

Курс, на котором каждое объяснение сопровождается практикой, без боязни за сохранность яхты
(стоимость курса можно существенно уменьшить, выполнив все тесты и получив за это Приз выполнившему все тесты по теории швартовок):

Семинар, на котором можно понять концепцию швартовок и обучения швартовкам, разобраться с теорией швартовок для того, как попробовать самим или познакомиться с инструктором до записи на курс: