Стратегия швартовок. Часть 2. Теория

Оглавление статьи:

Математика швартовок: баллы и рейтинги

Как показано выше, ветер, течения и проп-эффект принципиально воздействуют на движение яхты. У яхты есть двигатель и винт, которые создают поступательное движение яхте, но нет тормозов, что бы ее остановить в нужный момент.

Как вариант, для торможения яхты используют изменение направление движения, но, как мы видим, это приводит к изменению проп-эффекта и, соответственно, закручиванию траектории движения. Соответственно, тормозить гораздо лучше о встречный ветер или встречное течение, которые не приведут к изменению траектории движения. В случае, если ветер боковой, то он будет закручивать яхту, и соответственно, траекторию движения, что необходимо использовать таким образом, чтобы закручивание происходило в нужную сторону.

Таким образом очевидно, что:

  • Встречный ветер и/или течение – упрощают швартовку, так как обеспечивают мягкое торможение яхты. Очевидно, чем сильнее (в разумных пределах) встречный ветер и/или течение – тем легче швартовать яхту.
  • Попутный ветер и/или течение – усложняют швартовку, т.к. требуется самостоятельно гасить не только скорость яхты относительно воды, но и силы воздействия ветра и/или течения. Очевидно, что, чем сильнее попутный ветер или/и течение – тем сложнее швартовать яхту.
  • Боковой ветер разворачивает яхту и при швартовке необходимо это использовать так, чтобы ветер делал часть работы по необходимому развороту яхты, а не мешал этому развороту.  Это же относится и к проп-эффекту. Бокового течения в местах швартовок яхт, к счастью, не бывает.

Как написано выше, 1 узел течения воздействует на парусную яхту (со спущенными парусами) примерно с такой же силой, как и 16 узлов ветра. Соответственно, за единицу воздействия (балл) можно принять:

  • воздействие 1 узла течения;
  • воздействие (округленно) каждых 16 узлов ветра;
  • воздействие проп-эффекта сильно зависит от конкретной яхты и может быть определено только экспертно, но, для современных массовых яхт может быть принято как ½ балла, хотя для хороших мореходных яхт, таких как Hallberg-Rassy, его стоит принимать за 1 или даже за 1½.
  • Остановка в узком месте и перемена направления движения часто сопровождается длительными паузами (10-40 секунд), во время которых яхта неуправляема. Поэтому остановку и перемену направления движения во время маневра следует учитывать в расчете с коэффициентом, по меньшей мере (-1). Такой маневр, в большинстве случаев, усложняет процесс швартовки, но в отдельных, редких случаях – может и облегчать.

 

Таким образом, базовая таблица опорных коэффициентов для расчета рейтингов сложности швартовок выглядит примерно следующим образом:

Базовая таблица опорных коэффициентов для расчета рейтингов сложности швартовки
  Против: С:
Ветер (W – округленный результат деления сила ветра в узлах на 16) +W -W
Течение (N – скорость течения в узлах) +N -N
Проп-эффект -P +P
  Да: Нет:
Остановка и перемена направления движения во время маневра -1 0

Здесь и далее синим цветом отмечены благоприятные варианты, черным – нейтральные и красным – сложные, для выполнения которых требуется мастерский уровень подготовки.

В этой статье сознательно опущены подробности технологии выполнения того или иного вида швартовки для сохранения фокуса на выборе стратегии правильного места для швартовки и варианта маневра по заходу на него.

Очевидно, что оценка в баллах базируется на правильной, хотя и не во всех случаях описанной оценке позитивного и негативного влияния различных сил в процессе швартовки яхты. Основное, что необходимо помнить всегда при оценке влияния факторов на маневр:

Вся основная работа по швартовке должна выполнятся силами природы при минимальном участии человека. НО! Задача человека правильно поставить задачу силам природы (выбрать правильное место, правильный маневр) таким образом, чтобы действующие в настоящий момент силы природы были использованы для этой работы. Любой маневр, в котором силы природы мешают его выполнению (в котором человек борется с силами природой) следует считать неверное спланированным и в большинстве случаев обреченным на неудачу.

Иными словами, маневр, для выполнения которого требуется активная работа двигателем, рулем, “исправления” действий сил природы – неправильно спланированный маневр, который обречен на неудачу.

В следующей главе, на примерах, разбираются различные варианты применения рейтинговой системы для расчета мест швартовок и сравнения вариантов маневров по заходу на них. Понимание и применение рейтинга для расчета лучшего швартовочного места и лучшего маневра по заходу на него сделают каждую вашу швартовку легкой и успешной.

При выборе места швартовки на основании расчетного рейтинга возможных мест, следует учитывать и необходимость последующего отхода. Рейтинг сложность последующего отхода рассчитывается аналогично рейтингу сложности швартовки и производится на основании прогнозных данных по ветру и течению на планируемое время отхода.