Официальный морской прогноз “shipping forecast”
Shipping forecast и его формат или как правильно понять морской прогноз погоды, получаемый по VHF, NAVTEX, Inmarsata и массы других официальных GMDSS и не официальных источников, включая интернет.
До того, как вы начнете использовать прогнозы погоды для целей мореплавания прочтите еще:
«Как рождаются прогнозы погоды»
«Какой прогноз погоды выбрать и почему»
★ «Правильные источники прогнозов погоды для яхтсменов»
«Как читать Метеокарты (Meteocharts)»
«Глоссарий терминов морского прогноза погоды (Shipping forecast)»
«Важные прибрежные эффекты, которые прогнозы погоды не замечают»
Почему именно Shipping Forecast
При всем разнообразии источников и форматов прогнозов погоды, основные из которых перечислены в статье «Какой прогноз погоды выбрать и почему» основным для всех моряков: от яхтсменов до капитанов супертанкеров есть и будет оставаться прогноз погоды, получаемый посредством GMDSS (Международной системы «Global System»). Такой прогноз погоды позволяет шкиперам и капитанам не только снять с себя заботу об адекватности используемой в прогнозе погодной модели интересующей акватории, но и о средствах его стабильного и регулярного получения: морские компетентные органы стран сами выбирают оптимальный источник и математическую модель прогноза погоды для каждого района мореплавания и регулярно и своевременно передают его всем судам в регионе посредством стандартизованного оборудования GMDSS. В применении к яхтам оборудование GMDSS – это в первую очередь радиостанции VHF и NAVTEX.
Более того, осуществляемое нами в рамках различных курсов и тренингов регулярное сравнение прогнозов погоды, полученных из разных источников показывает существенное преимущество точности и сбываемости прогнозов, полученных морскими средствами GMDSS в формате shipping forecast над любыми другими, особенно над популярными “в народе” прогнозами, основанными на моделях, демонстрируемых windguru или windfinder..
Таким образом, где бы в море мы не были, как минимум один источник прогноза погоды у нас есть всегда – это прогноз в формате shipping forecast, который нам регулярно и по расписанию передают по VHF и по NAVTEX. Процесс передачи прогноза по VHF и его правильный прием подробно разбирается на Курс яхтенных радиооператоров GMDSS SRC (VHF++).
В большинстве случаев эти официальные прогнозы (естественно, так же в формате shipping forecast) вы можете найти в интернет, на различных сайтах государственных метеобюро разных стран (см.статью «Правильные источники прогнозов погоды для яхтсменов»). А прогнозы, переданные по каналам NAVTEX вы можете найти на сайте WEATHER.GMDSS.ORG.
Очевидно, значимость понимания этого формата для яхтсменов переоценить невозможно.
Многие считают, что морской прогноз погоды это просто связанный текст на английском языке, как, например, “общегражданские” прогнозы, передаваемые в новостях. Но это не так. Прогноз погоды в формате «shipping forecast» – это набор терминов, слов – изначально взятых из английского языка, либо звучащих похоже, уложенных в жесткую структуру формата. Список основных терминов, используемых для описания погоды невелик и приводится в Глоссарии. Сложнее обстоит дело с описанием структуры – она приводится в специализированной литературе для профессионалов, но не в учебниках для яхтсменов. И эта статья призвана заполнить этот пробел.
Что же из себя представляет прогноз погоды в формате «shipping forecast»?
Приступая к обсуждению любого прогноза погоды, в том числе и в формате «shipping forecast», следует помнить, что любой прогноз – это усредненный прогноз для региона или квадрата. То есть не бывает прогнозов погоды для точки, мыса, пляжа и т.п.
Размеры таких регионов бывают от 3×3 мили (некоторые местные погодные модели) до 15х15 (или даже 30х30) миль (прогнозы в самых популярных форматах GRIB, Meteochart, таблицы (Windguru, Windfinder) построенных на базе модели GFS). Прогноз погоды в формате shipping forecast дается по еще более укрупненным регионам («морским квадратам»), но оптимизированным общей логикой погодообразования. Такие регионы объединены в зоны (Metarea или Forecast area), как это представлено на иллюстрациях.
Как правило, основная сложность с пониманием прогноза заключается именно в том, что бы разобрать, расслышать названия регионов. Предварительное знакомство с картой Metarea (или Forecast area) и понимание в каком регионе вы и какие к вам соседние – снимает эту проблему.
Ниже приведены карты некоторых, наиболее популярных у яхтсменов metarea. (Для увеличения – кликните по карте)
Прогноз погоды в формате «shipping forecast» дается по всей или части Metarea и состоит из 4-х блоков:
Блок 0 – дата и время выпуска прогноза.
Это всего одно предложение, но очень важное – оно задает старт временных интервалов, (IMMINENT, SOON, LATER), которые отсчитываются от времени выпуска прогноза, а не от времени, когда вы этот прогноз услышали. Например:
SHIPPING FORECAST ISSUED BY THE MET OFFICE, ON BEHALF OF THE MARITIME AND COASTGUARD AGENCY, AT 1725 UTC ON FRIDAY 30 OCTOBER 2015
или
HELLENIC NATIONAL MET. SERVICE ATHENS, FRIDAY 30 OCTOBER 2015 / 1600 UTC
или
ISSUED BY THE ARCTIC AND ANTARCTIC RESEARCH INSTITUTE ST PETERSBURG ON THE 30 OCTOBER 2015 AT 1800UTC
Блок 1 – WARNINGS (предупреждения)
Как правило это предупреждения о штормах, но могут быть и другие важные метеорологические предупреждения. В этом блоке просто перечисляются названия регионов, для которых указанное предупреждение выдано. Например (подчеркнутым выделены названия регионов):
THERE ARE WARNINGS OF GALES IN VIKING, FORTIES, FISHER, TRAFALGAR, FITZROY
или
WARNING NORTH ADRIATIС, CENTRAL ADRIATIC, MELITA, NORTH IONIO
Блок 2 – General Synopsis: местоположение и описание ближайших циклонов (LOW) и антициклонов (HIGH) и другие погодообразующих факторов
Например (подчеркнутым выделены названия регионов или другие координаты центра циклона (LOW)/антициклонов (HIGH), а цифры без указания размерности – давление в центре, в миллибарах):
LOW SOLE 994 BY MIDDAY TOMORROW. NEW LOW FITZROY 1006 BY SAME TIME
или
LOW WITH CENTRE 1015 OVER BOOT IS EXPECTED 1013 OVER SIDRA AT 30/21 UTC
или
HIGH 1040 57N 030E MOVING S/E 40 KMH INCREASE, LOW 988 78N 094E DEEPENING
Блок 3 – основной: прогноз по регионам
Собственно сам прогноз по регионам. Блок разбит на подблоки по каждому региону или группе смежных регионов.
Далее для указанного региона(-ов) идут элементы прогнозов (в указанной последовательности):
- ветер (wind)
- состояние моря (sea state)
- осадки (weather)
- видимость (visibility)
При этом ключевые слова wind, sea state, weather, visibility как правило опускаются. Все элементы, кроме ветра, не обязательные и могут отсутствовать.
В примерах ниже подчеркнутым выделены регионы, коричневым – ветер, синим – состояние моря, зеленым – осадки, фиолетовым – видимость)
FORTIES, CROMARTY, FORTH
SOUTHERLY VEERING SOUTHWESTERLY LATER, 5 TO 7 OCCASIONALLY GALE 8 AT FIRST IN NORTHEAST FORTIES, PERHAPS GALE 8 LATER.
MODERATE OR ROUGH, OCCASIONALLY VERY ROUGH AT FIRST IN NORTHEAST FORTIES.
RAIN, FAIR LATER.
MODERATE OR POOR, BECOMING GOOD LATER.
NORTH IONIO
EASTERLY 6 TO 7, GALE 8 SOON.
MODERATE OR ROUGH SOON OVER WEST PART VERY ROUGH.PROBABLE
THUNDERSTORM.
POOR.
Таким образом, кратко формат shipping forecast можно записать:
Блок 0 – дата и время выпуска прогноза.
Блок 1 – WARNINGS (предупреждения)
Блок 2 – GENERAL SYNOPSIS
Блок 3 – по регионам:
РЕГИОН 1
Ветер.
Волны.
Осадки.
Видимость.
РЕГИОН 2
Ветер.
Волны.
Осадки.
Видимость.
Список всех возможных терминов, используемых для описания погоды невелик и основные приводится в Глоссарии.
Пример прогноза погоды в формате “shipping forecast“, передаваемого по радиосвязи:
Иногда используются слова связки, такие как becoming, developing, decreasing и т.п. которые принципиально смысловой нагрузки не несут и вставляются некоторыми метеоцентрами (как правило англоговорящих страна) с целью придания языку прогноза большей «человекообразности».
Напротив, такие термины, как occasionally, probably, perhaps – вносят вероятностную характеристику прогноза. И хотя в английском языке эти слова имеют существенно различные оттенки, при использовании их как терминов прогнозе погоды в формате «shipping forecast» особенной разницы между ними нет.
Таким образом, для понимания прогноза погоды в формате «shipping forecast» знание английского языка практически не требуется, зато требуется знание небольшого списка терминов и понимание формата прогноз.
Однако очевидно, что знание языков, и в первую очередь английского – как международного морского языка существенно упрощает все задачи, связанные с мореплаванием.
Все основные источники прогнозов погоды вы найдете на странице «Правильные источники прогнозов погоды для яхтсменов».