Как читать Метеокарты (Meteocharts)
:
«Как рождаются прогнозы погоды»
«Какой прогноз погоды выбрать и почему»
★ «Правильные источники прогнозов погоды для яхтсменов»
«Как читать Метеокарты (Meteocharts)»
«Официальный морской прогноз “shipping forecast”»
«Глоссарий терминов морского прогноза погоды (Shipping forecast)»
«Важные прибрежные эффекты, которые прогнозы погоды не замечают»
Метеокарты (Meteocharts) наиболее полный и наглядный формат отображения прогнозов погоды для моряков и яхтсменов в том числе. С помощью метеокарты (meteocharts) возможно наиболее очевидное, понятное и вместе с тем лаконичное отображение основных метеорологических опасностей (в первую очередь фронтов, но не только), осадков, направлений и сил ветра, вообщем, всего того, что происходит на большой площади и как это будет развиваться с учетом взаимного влияния. Все официальные (и не только) метеобюро стран мира выпускают прогнозы в формате метеокарт (meteocharts). Метеокарты (meteocharts) используются для отображения прогнозов погоды, рассчитанных в разных моделях (GFS, IFS/ECMWF, ICON и бесконечного количества других) и для разных высот, уровней давлений и прочих параметров. Для целей мореплавания в основном используются карты приземного давления (surface pressure).
Анализ метеокарт на опаcности
Анализ любого прогноза погоды всегда начинается с даты его выдачи и периода действия. Так же необходимо обратить внимание на часовой пояс, в котором определено время. Он может быть весьма неожиданный.
Фронты
Первое и основное, на что надо автоматически обратить внимание, при анализе любой meteochart – это расположение и направление движения всех фронтов, потому что погодное явление шторм (в отличие от “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) это комбинация нескольких факторов, которая возможна только в области фронта (не так важно фронта какого типа):- Ветер силы 8 и более балов по шкале Бафорта;
- Кратковременные усиления ветра до 2х раз в форме порывов (Gusts) и шквалов(squalls);
- Локальные вихри;
- Высокие, но короткие и хаотичные волны, приходящие как минимум с 2х сторон и волны отраженные от этих волн (confused sea, choppy sea);
- Длительный проливной дождь, возможно с грозой;
- Плохая видимость, возможно очень плохая (visibility poor or very poor) от брызг волн, дождя и сплошной облачности.
Причем, даже если в интересующем регионе прохождение фронта не предвидится, важно оценить нет ли на отдалении фронта, который имеет направление распространения в сторону интересующего региона, от которого свелл (swell), распространяющийся параллельно линии фронта, может придти в интересующий регион, что бы стать опасно-обрушающимся у побережья, заблокировав вход/выход из марин. Свелл особенно опасен на мелководье, в местах, где глубина резко уменьшается.
Депрессии
При анализе фронтов стоит обратить внимание на глубину депрессий (depression, low, cyclone, system), с которыми они связаны. Ниже даны примерные оценки того, что стоит ожидать при прохождении фронта в зависимости от глубины связанной с ним депрессии:
- более 1010mb
- ветер 6-7 баллов, порывы до 35 узлов, дождь. Начинающим яхтсменам не рекомендуется встретить его в море – ничего, кроме стресса они в такой ситуации не найдут.
- 1010 – 1000mb
- ветер 7-8 баллов, порывы до 45 узлов, дождь. Яхтсменам не прошедшим углубленный тренинг не рекомендуется встретить его в море. Для начинающих яхтсменов это уровень сложности, когда они вряд-ли смогут контролировать яхту.
- 1000 – 995mb
- ветер 8-9 баллов, порывы до 50 узлов, сильнейший дождь. Все те, кто не в состоянии одной рукой (другой все время придётся себя держать) с закрытыми глазами (глаза будет заливать волной и они будут слезиться от ветра) укравлять яхтой, включая постановку и съем парусов, в этой ситуации с яхтой не справятся.
- ниже 995mb
- ветер 9+ баллов, порывы до 50+ узлов, сильнейший дождь.Разумное управление яхтой перестает зависеть от возможностей экипажа. Активное выживание для квалифицированных яхтсменов. С управлением плохо будут справляться даже проходящие мимо пароходы, что будет создавать дополнительные опасности.
Прочие опасности
- Границы паковых льдов
- те, кто соберутся в такой регион, должны особо тщательно разобраться как работать с метеокартами, так как, возможно, что это будет единственный источник подобной информации.
- Особо сильные ветра, развивающиеся вне фронтов
- места, где возможны “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) и “ветра ураганной силы” (“Hurricane Force Wind”)) без развития феномена шторма (см. выше “Фронты”) отмечаются на карте отдельными значками.
- Другие опасности
- Так же отмечаются на метеокартах специальными значками.
Определение силы и направления ветра по изобарам
В тех случаях, когда в каком-либо месте ожидается ветер, не очевидный из положения изобар (линий равного давления) на метеокартах, в порядке исключения из общего правила, изображены барбы (Barbs). Но общим правилом является, что силу и направление ветра пользователь метеокарты определяет сам, анализируя изобары и ближайшие к ним центры депрессий и антициклонов (High).
Определение направление ветра
Направление ветра по изобарам определяется достаточно легко: ветер всегда дует вдоль изобар, над водой отклоняясь на 15° (над равниной на 40°) по направлению к изобаре меньшего давления (или еще говорят “к центру ближайшей депрессии” (“Low”)) или от изобары более высокого давления (или еще говорят “от ближайшего антициклона” (“High”)), что одно и тоже.
Определение силы (скорости) ветра с использованием геострофической шкалы (Geostrophic wind scale)
В большинстве случаев метеокарты (meteocharts) выпускаются в наложении на контурную карту земли, которая выполнена в проекции семейства Gnomonic и дополняются геострофической шкалой (Geostrophic wind scale), которая позволяет рассчитывать силу ветра в зависимости от расстояния между ближайшими изобарами именно для этой карты.
Алгоритм определения силы ветра по приложенной к метеокарте геострофической шкале:
- На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
- Отмерьте полученное расстояние от левого края геострофической шкалы, на уровне горизонтальной линии, соответствующей широте интересующего вас места.
- Вертикальная кривая линия, которая будет соответствовать измеренному расстоянию и будет указывать на силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае попадания между линиями – аппроксимируйте значения ветра, между двумя соседними линиями.
- Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.
Определение силы (скорости) ветра на метеокартах, выполненных в меркарторовской проекции, где геострофическая шкала отсутствует

Для измеренных 4° на широте 30° в таблице ниже находим значение 16kts. С учетом коррекции на приземный ветер (-15%) правильный ответ будет 13kts.
Алгоритм определения силы ветра для карт в меткаторовской проекции:
- На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
- Переведите полученное расстояние в градусы широты, используя широтную шкалу карты (так, как это делается при навигации)
- В приложенной таблице выберите колонку, соответствующую измеренному расстоянию в градусах широты и строку, соответствующую, широте интересующего вас места.
- Ячейка, находящаяся на пересечении выбранных столбца и строки, будет содержать силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае отсутствия нужного столбца или строки – аппроксимируйте имеющиеся.
- Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.
Wind speed (kts) | Расстояние между изобарами в градусах широты | 0.4 | 0.6 | 0.8 | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Широты (°) | 15 | 309 | 206 | 155 | 124 | 82 | 62 | 49 | 41 | 35 | 31 | 27 | 25 | 21 | 18 | 15 | 14 | 12 |
20 | 234 | 156 | 117 | 94 | 62 | 47 | 37 | 31 | 27 | 23 | 21 | 19 | 16 | 13 | 12 | 10 | 9 | |
25 | 189 | 126 | 95 | 76 | 50 | 38 | 30 | 25 | 22 | 19 | 17 | 15 | 13 | 11 | 9 | 8 | 8 | |
30 | 160 | 107 | 80 | 64 | 43 | 32 | 26 | 21 | 18 | 16 | 14 | 13 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | |
35 | 139 | 93 | 70 | 56 | 37 | 28 | 22 | 19 | 16 | 14 | 12 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | 6 | |
40 | 124 | 83 | 62 | 50 | 33 | 25 | 20 | 17 | 14 | 12 | 11 | 10 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | |
45 | 113 | 75 | 57 | 45 | 30 | 23 | 18 | 15 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 6 | 6 | 5 | 5 | |
50 | 104 | 70 | 52 | 42 | 28 | 21 | 17 | 14 | 12 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | |
55 | 98 | 65 | 49 | 39 | 26 | 20 | 16 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | |
60 | 92 | 62 | 46 | 37 | 25 | 18 | 15 | 12 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
65 | 88 | 59 | 44 | 35 | 24 | 18 | 14 | 12 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
70 | 85 | 57 | 43 | 34 | 23 | 17 | 14 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 |
- *) Геострофический ветер
- это условный ветер, каким он был бы, если бы он не терял энергию на “контакт” (трение о поверхность, или волнообразование, что одно и тоже) с поверхностью земли и двигался бы ровно по изобарам).