Управление яхтой при движении реверсом
Во время швартовок, отходов и других маневров в маринах движение реверсом (задним ходом) часто вызывает проблемы, которые заканчиваются в лучшем случае приходом яхты не в то место, а в худшем – бескотрольным разворотом и последующим навалом на другие, зашвартованные яхты. Однако проблема решается очень просто….
Для начала следует отметить, что в отличие от автомобиля, где водитель сидит практически посредине и может одинаково использовать видимые с водительского места части кузова своего автомобиля как “мушки прицела” для понимания направления, прямолинейности, поворота движения (не случайно у Мерседеса на капоте уснановлена звезда, а на ранних моделях S-klasse из углов багажника выезжал навигационные штыри), на яхте такого нет!!
Яхты бывают заднекокпитные (рулевой пост находится на краю кормы) и центральнококпитные (рулевой пост находится хотя и не на краю, но на корме), но в любом случае корме яхты нет никаких ориентиров, которые были бы достаточно удалены от глаз рулевого, что бы он мог их использовать как ту самую “мушки прицела” для понимания, куда точно движется яхта и не вращается ли она. Это примерно, как если бы кто-нибудь взял бы ружье за кончик дула и целился бы.
Поэтому, стойка рулевого как на этом видео – это движение вслепую. На видео хорошо видно, что:
- рулевой только думает, что яхта двигается туда, куда он смотрит (прицелится не через что);
- поведение яхты рулевому не видно;
- рулить за спиной крайне не удобно, а если штурвал вырвеся из рук, то поймать его и понять в каком положении его поймал – не возможно;
- рулить и управлять рукояткой тяги двигателя одновременно из этого положения не отрываясь от наблюдения за движением – тоже невозможно.
Не сильно лучше стойка рулевого лицом к корме, но с обратной стороны штурвала аналогично – рулевому не видно поведение яхты.
А вот в сторону носа яхты на разлных растояниях от рулевого расположено множество объектов, которые обеспечивают идеальное ориентирование в пространстве: мачта, форестей и множество других. Их нельзя перенести на корму, что бы они были перед глазами рулевого, но если смотреть в сторону, противоположную движению (на нос), сопоставляя объекты на носу яхты с объектами за её пределами, то можно очень точно понимать характер движения яхты, включая точное направление ее движения и даже место куда она придет.
Рулевой может стоять сбоку от штурвала, или за штрурвалом, но боком к направлению движения яхты, важно, что бы пока яхта не подошла на расстояние нескольких последних местров к понтону (набережной, причальной стенке, другой яхте) рулевой бы разделял время внимания нос/корма в прапорции не меньше, чем 80%/20% (80% времена смотрит в сторону носа, 20% времени за корму)(на видео 70%/30%, что не слишком хорошо).
Но даже в тот момент, когда рулевой смотрит на пространство за кормой, абсолютно НЕ правильно просто смотреть вперед по движению яхты или на то место, куда хочет встать Во всех случаях рулевой должен следить за движением угола своей яхты (на видео это угол старборта и кормы) и сопоставлять его с тем местом, куда он (угол) должен приблизится.
Все вышеописанное касается любого движения реверсом: и когда осуществляется Швартовка яхты Алонгсайд (лагом) реверсом, и когда Швартовка яхты кормой (stern-to), и когда Швартовка по средиземноморски (Med-style), и когда просто движение реверсом.