Яхты и яхтинг. Основы и юридические тонкости.

От базовых понятий и определений современного любительского яхтинга до серьезных и юридических вопросов, в которых и у яхтсменов с многолетним опытом наблюдается значительная путаница и недопонимания.

Что такое яхта и яхтинг?

Каждому человеку с детства понятно, что означает слово «яхта»… Примерно до тех пор, пока он не начинает пытаться разобраться в этом детально… И тут выясняется, что слово «яхта» определяет столько совершенно разных типов плавсредств, что порой граница между тем, яхта это или еще/уже не яхта становится весьма условной.

Pаскрыть полностью  ▼

Что лучше парусная яхта или моторная яхта?

Невозможно сказать, какая яхта лучше: парусная или моторная. Невзирая на то, что объединяет их общая среда обитания – море, эти яхты совершенно разные, дают разные ощущения и разные удовольствия.

Pаскрыть полностью  ▼

Какая аренда яхты бывает? («Чартер яхты» или «взять яхту в чартер»)

Арендовать яхту или точнее, “взять яхту в чартер” (yacht charter) можно как со шкипером (skippered) и даже с экипажем (crewed), так и без (bareboat). Большие моторные яхты всегда предлагаются только с экипажем, большие парусные яхты предлагаются как минимум со шкипером. Однако, яхту, по размеру пригодную для семейного отдыха, отдыха в компании друзей, для путешествий любого уровня и почти по любой акватории планеты (длинной 35-50 футов, с 3-5 двуспальными каютами, 1-3 туалетами, кухней, салоном), можно арендовать и для самостоятельного управления (bareboat charter).

Pаскрыть полностью  ▼

Что нужно, чтобы управлять яхтой?

Для управления яхтой нужны знания и навыки, а так же сертификаты, это подтверждающие. В мире существует всего лишь несколько стран, где требование о наличии сертификатов у шкипера носит лишь рекомендательный характер (Великобритания, США). Законодательство большинства стран требует наличия у шкипера документов для допуска к управлению яхтой либо местного образца, либо других стран, но признаваемых именно в этой стране. Списки признаваемых типов документов других стран публикуются правительствами и как правило доступны в интернете.

Pаскрыть полностью  ▼

Шкипер, капитан, яхтмастер – в чем разница?

Капитан (Captain, но чаще Master) – руководитель и главное ответственное лицо на любом типе судов.
Шкипером (Skipper) обычно называют капитана яхты или малого судна.
Яхтмастер (Yachtmaster или Master of yacht) – это совсем не мастер яхтенного спорта, а лишь «полноценный яхтенный капитан». Так что, спорта в этом термине нет, но есть гораздо большее – уровень уверенности в адекватности подготовки шкипера.

Pаскрыть полностью  ▼

Что такое «Яхтенные права» («шкиперские права»)?

Ни в одной стране мира не существует документа, абсолютно функционально аналогичного современному водительскому удостоверению («правам»).

Но существует 2 типа документов, которые более-менее функционально соответствуют водительскому удостоверению, которые «в народе» и недобросовестными яхтшколами часто называют «яхтенные права» или «корочки». Это:

Pаскрыть полностью  ▼

Что такое «Международные яхтенные права» и где тут обман?

И таких, к сожалению, не существует тоже, как не существует и международной конвенции по взаимному признанию яхтенных “прав” других стран, аналогичной Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, определившей международное признание водительских удостоверений, выдаваемых странами-подписантами.

Pаскрыть полностью  ▼

Что такое ICC и причем тут 40-ая резолюция?

Европейская Экономическая Комиссия (United Nations Economic Commission for Europe (UNECE)), являющаяся дочерней структурой Экономического и Социального Совета (United Nations Economic and Social Council (ECOSOC)), который в свою очередь является одной из организаций структуры ООН, приняла ряд резолюций по унификации правил навигации по внутренним водным путям Европы, которые действительно представляют из себя единую общеевропейскую сеть. Одна из этих резолюций, №40, касается минимальных требований подготовки “операторов прогулочных судов личного пользования”.

Pаскрыть полностью  ▼

Какие еще документы, кроме «прав» должен иметь шкипер яхты?

Совершенно обязательное требование – иметь на борту сертифицированного радиооператора. Им не обязательно должен быть именно шкипер. Даже лучше, что бы это был не шкипер, а кто-то другой из экипажа, так как весьма не редкие переговоры по рации занимают много времени и полностью занимают все внимание человека, их проводящих.

Pаскрыть полностью  ▼

Кто уполномочен проверять «права»? Достаточно ли одобрения шкиперских документов чартерной компанией?

Чартерные компании всегда запрашивают шкиперские документы у арендатора. При этом ни одна чартерная компания в мире не уполномочена проверять соответствие представленных шкиперских документов местному законодательству. Иногда, зная требования местных властей чартерная компания может отказать шкиперу с недостаточным для местных условий уровнем сертификации, но на практике это случается крайне редко.

Pаскрыть полностью  ▼

Что такое инцидент на море?

Инциденты на море делятся на незначительные инциденты (minor accident) и серьезные инциденты (major accident). Незначительные инциденты ни кого особенно не интересуют и это лишь вопрос незначительных (по сравнению со стоимостью яхты) финансовых компенсаций.

Pаскрыть полностью  ▼

Что правда и что вымысел о страховании яхт?

Бытует мнение, что яхты всегда полность застрахованы и, что бы с ними не случилось бы, владелец ни чего не теряет, тем более, что в «цивилизованных странах» страховые выплачивают много и с удовольствием.
В действительности, как водится, все не так, а чаще даже с точность до наоборот.

Pаскрыть полностью  ▼

Действительно ли ответственность шкипера можно застраховать?

*) Эта статья относится лишь к взаимоотношениям чартерной компании и арендатора и ни коем образом не распространяется на шкиперов собственных яхт.

Страхуя ответственность, шкипер должен четко понимать, что он страхует лишь возможный материальный ущерб он своих неудачных действий, но точно не уголовную ответственность.

Pаскрыть полностью  ▼

Каковы права и реальная ответственность яхтенного шкипера?

Многим кажется, что капитан судна наделен практически бесконечными правами. И определенная правда в этом есть, но в гораздо большей степени это совершенно не соответствует действительности.

Pаскрыть полностью  ▼

Как уследить за появлением новых статей, дат курсов и других новостей?
Подпишитесь на наш канал в Telegram и не забывайте читать!