Обучение яхтингу. Принципы и особенности. Как выбрать яхтшколу
В этой статье сформулированы ответы на наиболее частые вопросы, связанные с обучением яхтингу: как научиться управлять яхтой, как стать яхтенным капитаном или яхтенным шкипером, как выбрать «правильную» яхтенную школу и инструктора и даже, как купить яхтенные права.
В чем заключается обучение яхтингу?
Обучение яхтингу это не обучение как наиболее эффектно покрасоваться на яхте или стать победителем гонок, но как сходить в море, получить от этого удовольствие и вернуться от туда живым, невредимым и довольным. Иначе говоря, основная цель обучения яхтингу – обучение вопросам безопасности как пассивной (использование спасательного и предохранительного оборудования) так и активной (не потеряться в море, где кроме волн, зачастую других опознавательных объектов и нет, не оказаться застигнутым врасплох плохой погодой и т.п.) и конечно, собственно управлению яхтой.
В чем принципиальное отличие обучения яхтингу от обучения управлению автомобилем?
Обучение простого члена команды яхты (матроса, competent crew) во многом похоже на обучение управлению автомобилем: так же все обучение ограничивается изучением правил, только не ПДД (Правил Дорожного Движения), а МППСС (Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов) и нарабатыванию базовых навыков манипуляций органами управления только не автомобиля, а яхты. В случае парусной яхты это: работа с парусами, двигателем, штурвалом.
Но, даже в программу обучения матроса уже добавляется обучение обращению со спасательным оборудованием. Однако, для шкипера это катастрофически мало:
В море, если что-то пошло не так, нельзя остановиться, бросить яхту и вызвать такси. Или позвать помощника. Даже в марине – никто другой, более опытный не запрыгнет на яхту на ходу, что бы все сделать за шкипера. И на море нет дорог, а со всех сторон только вода, примерно, как деревья в тайге, только в отличие от неподвижных деревьев, вода течет, а ветер несет яхту даже с остановленным двигателем и убранными парусами. И эти движения сопоставимы со скоростью самой яхты. И даже навигация с использованием GPS на море не имеет ни чего общего с навигацией по дорогами. А еще на море достаточно быстро меняется погода и спрятаться негде.
Основная задача шкипера – принимать решения, от которых, зачастую, совершенно неожиданно, может зависеть жизнь всего экипажа. Поэтому в минимальных набор теоретических дисциплин, изучаемых шкипером при обучении, помимо правил (МППСС) входят:
- базовая метеорология;
- работа с прогнозами погоды (как отдельный от метеорологии предмет);
- расчеты сектора направлений возможных движений на парусах с использованием ветра;
- навигация, включая расчеты коррекций на течения и ветер;
- построение и расчеты планов переходов.
Базовых практических навыков управления яхтой, достаточных для матроса, шкиперу уже не достаточно. Как минимум 2 практические темы добавляются к его обучению:
- швартовка яхты (представьте себе, что вы паркуете автомобиль на плотнозаставленной парковке, на абсолютно скользком покрытии, по которому ветер сносит машину, а само покрытие тоже двигается, но в какую-то свою сторону);
- действия в чрезвычайных ситуациях различных типов, коих не так мало.
И, как вы поняли, в отличие от автошколы, обучение яхтенных шкиперов нацелено не на «натаскивание» студентов к экзамену в «ГАИ», но на реальное обучение знаниям и навыкам.
В чем заключается управление яхтой?
Отталкиваясь от аналогии с управлением автомобилем, управление яхтой по целому ряду причин существенно сложнее:
- отсутствует жесткое сцепление со средой (яхта всегда сколько-то двигается в воде сама по себе под воздействием ветра и других факторов, что никогда не делает автомобиль);
- водная среда всегда подвижна сама по себе (дорога всегда неподвижна, а на воде всегда есть течения);
- яхта очень инерционна;
- яхта всегда движется немного боком, и размер этого «немного» зависит от массы факторов (автомобиль только прямо);
- яхта, даже моторная, хочет этого шкипер или нет, использует для движения не только двигатель, но и ветер;
- парусная яхта требует отдельного управления парусами;
- у парусной яхты поддержание и изменение направления движения в море в основном осуществляется за счет изменения баланса парусов, а не использования штурвала;
- у моторной яхты поддержание и изменение направления движения на малых скоростях в основном осуществляется за счет изменения баланса двигателей (примерно, как гусениц на тракторе), а на больших за счет использования штурвала;
- принципы управления яхтой в марине или порту принципиально отличаются от принципов управления этой же яхтой в открытом море.
Но непосредственное управление яхтой – это лишь малая часть всего того, что делает яхтенный шкипер. Основная задача шкипера – принимать решения, основанные на комплексном понимании, зачастую противоречивых данных о:
- предстоящей и текущей погоде;
- возможности достижения и захода в те или иные порты;
- возможности использования ветра, течений;
- возможности избежания ударов волн, как ради более комфортного движения и сохранения работоспособности себя и экипажа, так и сохранения матчасти яхты;
- возможностях экипажа;
- необходимости и возможности дозаправки;
- а так же решение массы вопросов по организации работы экипажа, решения текущих технических проблем и, конечно, по навигации: куда идти, каким курсом, где откроется земля и как лучше к ней подойти.
Сколько времени учат на шкипера? Как можно выучиться на шкипера за 2 недели?
В соответствии с современной концепцией поэтапного обучения большинство яхтшкол проводят 2х-недельные практические яхтенные курсы, по результатам которых шкипера должны научить всем аспектам яхтинга, перечисленным выше, но на разном уровне углубления в них, в соответствии с уровнем этапа обучения.
Теоретические курсы для яхтсменов, проводимые отдельно должны включать все темы и дисциплины обучения яхтингу, перечисленные выше. Так что, суммарно программа обучения яхтенных шкиперов мало отличается от программы обучения профессиональных капитанов в мореходных училищах, но разбита на этапы и дополнительные курсы. Подробнее этот вопрос разобран ниже.
Почему система яхтенных «прав» многоуровневая?
Когда-то давно яхтсменов не учили вовсе. В основном яхтсменами были люди, которые и без того всю жизнь были связаны с морем, многие были еще яхтсменами с тех времен, когда и коммерческий флот не брезговал парусами, а у рыбаков зачастую паруса оставались основным движетелем.
В 60х годах XX века в мире начался всплеск интереса к яхтингу и яхтингом стали заниматься люди, до этого бывшие далекими от моря. Трагические случаи заметно участились. Большинство стран ответило на это запретами и введением различных шкиперских разрешительных удостоверений, но систему обучения яхтенным шкиперам предлагали по образцу профессиональной: сколько-то лет за партой, потом годы с наставником, и только потом позволялось выходить в море самому.
В тех странах, где запретительно-разрешительная система действовала жестко, такие требования к обучению и сертификации просто остановили развитие яхтинга. В тех странах, где запретительно-разрешительная система введена не была, слишком много начинающих яхтсменов сочло такое обучение «неподъемной ношей» и просто его проигнорировало. В результате в одних странах яхтинг умер не родившись, как например, в СССР, а в других странах, таких как Великобритания или Франция количество серьезных инцидентов на море продолжило расти.
В 1972 году Государственная Королевская Яхтенная Ассоциация Великобритании RYA (английский аналог государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и Федерации Парусного Спорта (ФПС) России) внедрила новый подход к обучению яхтсменов: поэтапное обучение и сертификация шкиперов с определенными ограничениями по удаленности, времени и условиям плаванья для каждого этапа. Так появились уровни яхтенных квалификаций Competent Crew, Day Skipper, Coastal Skipper, Yachtmaster Coastal, Yachtmaster Offshore и Yachtmaster Ocean. В этой схеме Yachtmaster Offshore принимается за полноценного яхтенного шкипера, а Yachtmaster Ocean – за яхтенного шкипера высочайшего уровня без ограничения района плаванья.
На тот момент эта система обучения шкиперов была слишком новаторская и она подвергалась массовой критике, но уже к началу 90х годов стала, фактически, стандартной по обучению шкиперов и была скопирована практически всеми яхтенными организациями мира.
Подробнее про различные «системы обучения» яхтсменов читайте в статье «“Системы обучения яхтингу” RYA, IYT, ISSA … или что откуда взялось. Истории всплытия.».
Введенные RYA ограничения для шкиперов разного уровня всегда носили рекомендательный характер, что в соответствии с английским менталитетом всегда выполняется неукоснительно. К сожалению, такой менталитет присущ жителям далеко не всех стран. Поэтому власти некоторых других стран, внедрив подобную поэтапную схему обучения и сертификации шкиперов внедрили более строгий контроль за плаваньями яхтсменов. К сожалению, это ни как не повлияло на самосознание и ответственность шкиперов третьих стран. Поэтому, в настоящий время остальные страны не быстро, но планомерно ужесточают требования соответствия уровня сертификации и плаваний яхтсменов.
Краткое описание программ обучения яхтсменов и рекомендуемые самоограничения для каждого уровня читайте в статье «ОБУЧЕНИЕ ЯХТИНГУ по программам RYA».
Сколько действует сертификат шкипера?
Большинство яхтенных организаций мира выдает бессрочные шкиперские сертификаты. Это относится и к ГИМС и к RYA. Однако, некоторые коммерческие организации, например IYT выдают сертификаты сроком действия 5 лет, по прошествии которых перевыпускают сертификаты за полную оплату.
Напротив, шкиперские сертификаты RYA – бессрочные.
На каком языке учиться яхтингу?
Вы собираетесь ходить на яхте по морю. Очень вряд ли вы будете ходить по морю в России. К сожалению, нигде в остальном мире поговорить по-русски возможности не много. Во многих странах люди даже не говорят по-английски. Но это не относится к яхтингу: и с морскими властями, и с администрациями марин (яхтенных стоянок), и с обслуживающим персоналом, и с соседями по стоянкам и по рации (да, и это придется делать тоже, и в большинстве случаев это обязательно) вы будете говорить исключительно по-английски и вас везде, хотя бы мало-мальски, но будут понимать.
Но учиться яхтингу полностью на английском это сложно: английский за 2 недели вы не выучите, но и из яхтенного обучения тоже поймете не много. Золотая середина – получать объяснения на родном языке, а термины при этом применять современные, международные, англоязычные.
Даже если английского языка вы не знаете, то лишь даже простое озвучивание запомненных терминов позволит вам решать многие проблемы в вашем яхтенном будущем! Русский язык в морском яхтинге, к сожалению, вам не поможет никак.
Язык, на котором учиться яхтингу и знать яхтенные термины – возможно первостепенный при выборе яхтенной школы. Именно этот шаг определит все ваше яхтенное будущее. Даже попав на не слишком хорошего инструктора вы сможете потом переучиться. Тем более, что понять, на сколько инструктор плох или хорош сразу достаточно сложно – понимание этого приходит через года. переучиться яхтенным терминам – практически не возможно, либо это гигантский труд.
Будете вы глухим и немым яхтсменом или принятым членом мирового яхтенного сообщества зависит именно от этого, первого шага по выбору языка обучения яхтингу.
Подробнее про язык яхтинга читайте «Язык яхтинга».
Как выбрать «правильную» яхтенную школу?
Интернет забит предложениями различных яхтшкол пройти у них обучение. Столкнувшись с вопросом в первый раз и не пройдя уже несколько яхтенных курсов в разных яхтенных школах, очень сложно сравнивать различные предложения и разобраться какая из яхтшкол или какой инструктор чего стоит на самом деле и что скрывается за красочными и завлекательными текстами объявлений, шаблонными фотографиями «красивой яхтенной жизни» и восторженными отзывами.
Что следует иметь ввиду при выборе яхтенной школы:
Большинство яхтенных школ, в маркетинге, демонстрируют свою принадлежность к какой-нибудь яхтенной ассоциации. К сожалению, контроля за деятельностью яхтенных школ и инструкторов ни со стороны этих ассоциаций, ни со стороны госорганов практически нет. Только лишь RYA (Royal Yacht Association – Королевская государственная Яхтенная ассоциация Великобритании) осуществляет реальный контроль за своими трейнинг-центрами и осуществляет подготовку инструкторов RYA. Все остальные яхтенные ассоциации лишь продают франшизу и ни какого контроля за деятельностью своих яхтшкол не ведут, при этом еще и позволяют своим яхтшколам самостоятельно сертифицировать инструкторов. Подробнее об этом читайте «“Системы обучения яхтингу” RYA, IYT, ISSA … или что откуда взялось. Истории всплытия.».
Другая проблема заключается в том, что далеко не всем отзывам о яхтенной школе можно доверять. И дело не только в том, что многие из них написаны самими яхтшколами, но и в том, что адекватно и профессионально оценить положительно или отрицательно обучение в яхтенной школе после прохождения единственного курса невозможно, необходимо иметь, с чем сравнивать. Подробнее о том, как читать отзывы между строк см. ниже.
В любом случае, как не попасться “на-крючок” самоназначенным инструкторам или откровенным халтурщикам принимать решение придется самостоятельно, основываясь лишь на косвенных признаках.
Помним самое главное – обучение яхтингу это не о том, как красиво порулить и хорошо провести время, но о безопасности на море, о безопасности на яхте и безопасности при выборе маршрута, о том, как избежать слишком сложной ситуации и что делать, если произошла одна из типовых проблем.
Есть несколько очевидных моментов, которые должны насторожить при выборе яхтенной школы:
- На фотографиях на сайте яхтенной школы вы видите людей на яхте БЕЗ спасжилетов на яхте в море. Либо спасжилеты не соответствующие стандарту (не надувные) (стоит прочесть статью о спасжилетах – это ваша жизнь и не стоит пренебрегать базовыми правилами безопасности на море). Это одно из грубейших нарушений техники безопасности. Вряд ли в этой яхтенной школе учат безопасному управлению яхтой, а не развлечениям.
- На фотографиях на сайте яхтенной школы вы видите яхты во время практики в море идут с тентом над кокпитом (bimini), (что обычно объясняют заботой о защите от солнца). Помните: это не только не безопасно, но и полностью блокирует возможность наблюдать за происходящем с парусами. Это означает, что инструктор настроен на “покататься с комфортом”, а не обучать и демонстрировать. В таких условиях обучиться ни чему нельзя в принципе! Так же мы не рекомендуем вам никогда так самим выходить в море из соображений безопасности. И это очень важно!
- На фотографиях на сайте яхтенной школы вы видите людей сидящих на борту яхты, свесив ноги за борт. Это означает, что вместо обучения управлению яхтой шкипер-инструктор будет гоняться, а вас посадит как балласт на борт, что бы вы не мешали ему развлекаться. Причем, это будет называться “обучением яхтингу”.
- Уход от конкретики: такие фразы как “сильный состав инструкторов” или “победители различных гонок” должны вас насторожить. Помните, яхтенный инструктор – это профессия, и весьма не простая профессия: яхтенный инструктор должен быть не просто опытным шкипером, но и эффективно и результативно уметь учить в соответствии с программой. Для этого он должен быть обучен обучающим методикам. В этом принципиальное отличие между “яхтенным инструктором” и “шкипером-наставником”. Как и в каждой профессии, профессии “яхтенный инструктор” тоже учатся. В России нет ни одного признанного в мире центра подготовки яхтенных инструкторов. Поэтому, если на сайте вы не находите описания где и когда Ваш будущий яхтенный инструктор обучался – скорее всего это один из массы “самоназначенных” инструкторов. К сожалению, в русскоязычных яхтенных школах IYT, ISSA и пр. таких подавляющее большинство.
- Вас заманивают инструкторами – великими гонщиками. Подумайте: вы уже прямо сейчас идете учиться гоняться и становиться спортсменом, или на вашем этапе вам надо научиться безопасно и надежно управлять яхтой?
- Вас заманивают простотой и непродолжительностью обучения именно в этой яхтшколе. Помните – море для всех одно, а надежды не попадать в шторма и другие неприятности – наивны. К искусству, как не попасть в шторм и другие сложные условия – капитаны приходят далеко не через один курс и не один год.
- Яхта, на которой вы будете учиться оснащена мейнсейлом (“гротом”, задним парусом), закручивающимся в мачту. На такой яхте вас не смогут научить одному из основных упражнений, которым учат всех новичков – работе с постановкой / уборкой / рифленьем / разрифленьем (изменением площади) паруса.
- Яхтенная школа предлагает совмещенный курс теории и практики. Нормально, все курсы, в том числе и курс яхтенной теории и каждый из курсов практического обучения яхтингу проводятся отдельно, что закреплено в стандартах обучения всех яхтенных организаций. Но некоторые яхтшколы пытаются “оптимизировать”. Однако, следует понимать, что каждый из этих курсов требует много времени и полной отдачи. При этом, освоение яхтенной теории требует еще и выполнения огромного объема домашней работы, без которой прослушивание теории абсолютно бесполезеное занятие. Любой же практический курс, если он организован именно как обучение яхтингу, а не как “прогулка по морю” – это выматывающий физически многочасовой тренинг.
Помните, яхтенная школа – это организация, сконцентрированная на обучении:
- Как и любые по-настоящему квалифицированные профессионалы, настоящие инструктора – люди фанатеющие от того, чем они занимаются, в случае инструкторов – от процесса обучения яхтсменов. Настоящие инструктора с удовольствием и регулярно повышают собственную квалификацию. На сайтах яхтенных школ обязательно будут перечислены все уровни квалификации инструкторов. Сравните.
- Для заинтересованных инструкторов обучение – это стиль их жизни, образ их мышления, а не регулярная работа, которую надо отрабатывать. Поэтому они с удовольствием делятся своими знаниями: пройдитесь по сайтам, сравните уровень статей: где статьи типа “идите к нам и все будет прекрасно”, где перепечатывание учебников и банальных истин, а где серьезные статьи, показывающие уровень компетенции их авторов – инструкторов школы.
Другой немаловажный фактор, который не надо упускать из рассмотрения – экономический:
Очевидно, по настоящему хорошую яхтенную школу выбирает много людей. Далеко не все идут учиться яхтингу куда попало или по совету друзей или даже случайных знакомых из соцсетей. Большинство делают этот выбор в результате глубокого анализа. И, как правило, самостоятельные выводы большинства людей совпадают. Поэтому:
- Хорошая яхтенная школа под удобные вам даты не подстроится и в последний момент свободныхе места у них будут очень наврядли. Скорее наоборот, в правильную яхтенную школу можно попасть лишь записавшись сильно заранее. Так что, хорошая доступность яхтшколы по датам должна сильно насторожить.
- Слишком много рекламы, топовые позиции в выдаче поисковиков, много упоминаний в соцсетях должны вас насторожить: У яхтенной школы, которая демонстрирует реальные результаты качественной работы, нет большой необходимости тратить много денег на дорогостоящую прямую или косвенную рекламу и другие маркетинговые акции.
Как читать отзывы о яхтенной школе?
На сайте практически каждой яхтенной школы или на страницах соцсетей можно найти много прекрасных отзывов. Не все из них фейковые, написанные самой яхтшколой.
Однако далеко не все отзывы стоит воспринимать буквально:
Конечно, отзывы от имени некоего “Пети”, “Петра Петровича” или “Piter’а”, с которым нельзя связаться, которые не имеют ссылки его контакты, надо отбросить сразу. Не обязательно все эти отзывы фейковые, хотя скорее всего это именно так. Но в любом случае, у вас должна быть возможность проверить отзыв, пообщавшись с реальным человеком, написавшим этот отзыв и задать дополнительные вопросы.
Однако, и к настоящим отзывам, стоит относиться критически. Не всегда студенты могут оценить процесс обучения адекватно. Например:
«Друзья посоветовали мне яхтшколу, в которой ненапряжно учились сами и все «сдали» на «права». За две недели они посетили кучу интересных мест, которые даже успели осмотреть. Каждый вечер они проводили в ресторанах, а утром, после спокойного завтрака они делали «учебные переходы». Инструктор был очень приятен, много рассказывал и мало напрягал. Почему бы мне не пойти учиться в эту же яхтшколу?»
«Друзья посоветовали мне яхтшколу, в которой инструктор «настоящий просоленный яхтсмен». Каждый день он выводил их в шторм. Теперь им ни чего не страшно и они настоящие, опытные шкипера. Почему бы мне не пойти учиться в эту же яхтшколу?»
Невозможно однозначно выбрать лучшую яхтенную школу, но есть очевидные критерии плохой яхтшколы.
Оба примера отзывов, приведенных выше – это восторженные отзывы о плохих яхтшколах, выпускники, которые не разобрались в принципах обучения:
в расслабленном ритме, выходя в море лишь на несколько часов, не делая многочасовых подготовок к следующему выходу, научиться ничему невозможно, а такое «обучение», в народе, называется «покатушки за корочкой»;
«учебные переходы», хотя и являются важной частью обучения яхтингу, но занимают слишком много времени с невысокой эффективностью. А основная, значимая часть обучения – это многочасовые упражнения по управлению яхтой: парусные упражнения, маневрирование на парусах, выполнение фигурного «вождения», отработки швартовок и т.п.;
учебный выход в шторм – это не просто впустую потраченный день, это еще и потерянный следующий день, когда физически уставшие организмы студентов, непривыкшие к такому виду физической нагрузки, требуют отдых. Научиться чему-то в шторм можно, но только если это курс подготовки на высшую ступень яхтенной квалификации Yachtmaster Offshore. В остальных случаях это просто потерянное время.
Как купить «яхтенные права»?
Мы не знаем, как купить «яхтенные права», но мы знаем, что такие предложения существуют: этим занимаются, как правило те яхтшколы, которые находятся в процессе закрытия или которые уже попали во всевозможные «черные списки», как и «яхтенные права» ими выданные. Такие факты достаточно быстро становятся известны всем….кроме потенциальных покупателей.
Другой способ купить яхтенные «права» – купить курс в яхтшколе, про которую есть «хорошие» отзывы типа: «Посетили кучу интересных мест, каждый вечер проводили в ресторанах, а утром, после спокойного завтрака они делали «учебные переходы». Инструктор был очень приятен, много рассказывал и мало напрягал», спокойно покататься неделю-две и получить заветную «корочку».
Вопрос только, что вы потом будете делать в реальном море?
Однако, если вы уверены, что все необходимое вы уже знаете и умеете – почему бы вам сразу не сдать экзамен на RYA/MCA Yachtmaster? тем более, что шкиперские сертификаты RYA бессрочные. А так как в RYA требование о последовательном прохождении всех курсов отсутствует, вы всегда можете придти на сдачу экзамена “с улицы”. И это существенно быстрее и дешевле курса обучения: всего 2 дня и 250€.