Дневник участника Спецтренинга в Соленте
Автор: Юрий Аммосов
Дневник участника Спецтренинга в Соленте, Великобритания.
Март-апрель 2018. Инструктор – А.Гуськов. Яхта Aeolus, Hallberg-Rassy 36.
29 марта. Прилет.
Самолёт BritishAirways был заполнен едва ли на треть – просторно, я в ряду один. При подлете сфотографировал устье Темзы и Лондон в утреннем тумане. На фото виден изгиб реки, скорее всего, в р-не Собачьего острова.
Долго простоял на паспортном контроле, кроме этого все гладко. В очереди было много очень колоритных персонажей: индусы в чалмах, ортодоксальные евреи со всеми атрибутами – пейсы, головные уборы, кисточки на одежде (забыл как называется), Тора, дети в кипах (у одного аж семеро).
На метро по линии Piccadilly прямо от терминала 5 доехал в Лондон до района Виктория (соседний с Вестминстером), где находится наша автобусная станция. Оставил рюкзак в камере хранения, пошел обратно к метро встретить Данила – моего попутчика по тренингам, с которым мы познакомились на курсе GMDSS.
Пошли гулять по плану, который составил Данил. Вестминстерский кафедральный собор (огромный, заглянули внутрь), Вестминстерское аббатство, Палата общин и лордов, БигБэн в лесах (опознан только по часам), Темза, мимо Скотланд-Ярда, Трафальгарская площадь, потом мимо парка к Букингемскому дворцу в компании дождя, потом через парк обратно на площадь, перекус в Макдональдсе, на метро к London Bridge, пешком до Tower Bridge, через него, вокруг самого Тауэра, на метро до автостанции и в автобус. Угулялись “в доску” 🙂 но от архитектуры я подустал. Парк около Букингемского дворца немного восстановил внутреннюю “просевшую батарейку”.
Много гусей, бакланы и какие-то ещё неопознанные черные птицы. Под деревьями целые поляны нарциссов и цветут деревья, похожие на вишню.
Левостороннее движение. По первому впечатлению необычно, потом привыкаешь. На большинстве переходов специальные надписи, куда смотреть – сначала направо, затем налево. Машины внешне такие же, ну, кроме большого количества двухэтажных автобусов и такси-кэбов. Едет Шкода Октавия универсал, а у нее руль справа… И так для всех привычных марок – разнообразие тут большое – европейцы, корейцы, скандинавы не отказывают себе в удовольствии продать свои марки в Англию в версии с правым рулем.
Пробки есть и много, движение в центре плотное.
Архитектура по большей части обычная, кроме отдельных точек типа Tower и одноименного моста. Напротив Тауэра на другой стороне Темзы комплект современного стеклобетона, за Тауэром аналогично и очень похоже на Москва-Сити. Впечатление, что Лондон местами пережил своего Собянина…
Подальше от центра по-живописнее – англичане очень любят жилье типа таунхаузов и они понатыканы в некоторых местах буквально сплошняком, это хорошо видно с воздуха, когда подлетаешь к Хитроу.
Метро легко осваиваемо, хотя принцип устройства отличается от нашего. По одним рельсам могут ходить поезда до разных станций, одна ветка может раздваиваться, потом снова сливаться и так два-три раза. Сами станции без какого-то особого оформления, больших куч мусора нет, но и не сказать, что прямо идеально чисто.
Проход можно оплачивать в т.ч. простой банковской картой с бесконтактной системой – таких сейчас большинство. Спишется все в конце дня, не больше 6.6 фунтов – такая тарифная опция.
Вечером приехали в Саутгемптон, заселились, ложимся спать. Надо выспаться перед суровым тренингом. 🙂
30 марта. Встреча с коллегами в Саутгемптоне, переезд в марину, заселение на лодку.
31 марта. Первый день: начали без расскачки.
С утра на лодке пошли вверх по течению реки Хэмбл к самой верхней марине, где есть крупный филиал сети яхтенных магазинов Force4. Я дорулил почти до самого конца. Все дружно побежали закупаться. Я купил хороший комплект яхтенной одежды Gill с жёлтой курткой и тёмно-серыми штанами, хорошие яхтенные сапоги, шапку-непромокайку. После этого спустились вниз по реке. На протяжении двух-трёх миль на реке 5 больших марин и огромное количество буев и пирсов, все заставлено яхтами. Для англичан яхта – как для русских дача.
Вышли в пролив, стали тренироваться работать с мейнсейлом – на этой яхте он “полный”, абсолютно классической системы, все веревки у мачты, на мачте три лебедки, никакого LazyJack (мешка на буме, куда парус укладывается, когда его убирают). Каждый по нескольку раз брал рифы, т.е. уменьшал площадь паруса ступенчато – условно от 0 (полный парус) до 3 рифа.
Новая одежда реально в ходу, но если сидишь какое-то время без движения, все равно прохладно – ветер. Когда работаешь – нормально.
Так за этим занятием подошли почти к западному концу Солента (выходу в Ченнел – так англичане называют Ла-Манш). У Ярмута порт и марина с целым буйковым полем, и мы встали на буй.
Я привязал верёвку обоими концами к двум носовым уткам и этим лассо заарканил буй. Потом его подтянули поближе, багром достали привязанный “сателлит” – маленький буек на толстом швартовом конце, привязанном к бую, и уже этот швартов закрепили на утке.
Отобедали макаронами с тушёнкой и салатом, подождали до 6 часов по местному времени, когда течение поменяется на правильное для возвращения, и собрались в обратную сторону.
На обратный путь каждому по ночному навигационному заданию – от знака к знаку, с учётом течения и др. Уже будет темно. Нежарко, по ощущениям 4-6 градусов.
Вышли, начали тренироваться делать повороты, за этим занятием скоро стемнело. Дальше мы по очереди делали навигацию от одной цели к другой. Я свой жёлтый буй с еле горящей лампой заметил лишь метров за 20, когда главной задачей стало в него не впилиться… Это был идеальный результат, хоть и из серии практически “пальцем в небо” – второй раз я бы сходу не взялся повторить. Вообще ночью по огням ходить с одной стороны сложнее, с другой – проще, многое видно из-за огней гораздо отчётливее.
В марину пришли уже в полдвенадцатого по местному (это полвторого по Москве). Устали основательно. Краткий “разбор полетов”, что-то вроде “такое ощущение, что все вы видите парус первый раз в жизни…”. 🙂 Ну, кроме моего соседа по каюте. 😉 По факту трудно с этим не согласиться. 🙂
Завтра обещают штиль, встаём позже. А послезавтра – весь день дождь. Будем планировать “по фактической погоде”.
Фото удалось сделать только во время ланча на буе, остальное время не до фото.
01 апреля. Швартовки на течении и сейлинг под дождем.
Сегодня тренировались швартоваться в т.ч на сильном течении, потом вышли сейлиться. Стемнело, пошел дождь, решили свернуться. Готовим ужин.
02 апреля. Навигация. Навигация и пилотаж.
Сегодня обещали дождь, до обеда примерно так и было. Занимались теорией, делали теоретическую часть заданий на “слепую навигацию” – это когда навигатор сидит внизу в салоне и даёт команды наверх, а все, кто наверху, обозначают объекты (буи и прочие) только если они оказываются ближе чем в 30 метрах от яхты. При этом яхта идет под парусами, есть достаточно сильные течения, скорость лодки меняется в зависимости от курса, не каждым курсом лодка может идти в принципе, приходится делать tack (поворот) и т.д. В общем, очень интересно. На практике оказалось, что это вполне реализуемо, и мы в целом попадали на нужную точку с точностью около 20 метров на дистанции около мили-двух с несколькими маневрами.
Потом были задания на навигацию: мы зашли в бухту Портсмута, предварительно рассчитав, когда мы сможем пройти в узкий пролив на течении, зашли по латеральным знакам в очень извилистый восточный рукав в сумерках, зашвартовались на течении на понтон, потом вышли из него уже в темноте и зашли в западный рукав и встали на понтон на ночь.
Работы хватает всем, все очень интенсивно, вчера вечером было довольно тяжело после нагрузки, а может быть начало сказываться предварительное напряжение от всех событий перед отъездом…
В бухте Портсмута есть очень интересный эффект – если идёшь от моря вглубь бухты, то довольно явно виден наклон зеркала воды от моря – как будто спускаешься с горки. А обратно – как будто поднимаешься. Большая часть команды засвидетельствовала эффект.
Ужинаем и ложимся спать.
03 апреля. Швартовка на буи. Навигация в Соленте.
На понтоне как на якоре – электричества нет, воду экономим, душа можно считать тоже нет 🙂
Как отошли, выбрали место чуть пошире и тренировались вставать на буй под парусами. У первого едва получилось с 5-го раза, у остальных пошло получше – трое последних рулевых встало с первого раза, 😉 потому что в процессе освоения течение выключили. 😉
Да, мне сегодня вспомнилось Белое Море: кажется, оно летом в дождь и шторм примерно сравнимо с тем, что у нас сейчас, только тут ещё температура ниже – примерно 6-8 градусов на воде.
После ловли буев пошли на выход из бухты Портсмута мимо большого количества яхт на буях и понтонах, двух военных кораблей, авианосца (или чего-то авианесущего) на восточную окраину острова Wight ближе к выходу в Channel.
На выходе в Channel что-то типа рейда – вдали стояли несколько больших кораблей. А мимо нас регулярно проходят большие грузовые суда, контейнеровозы, многоэтажные пассажиры, скоростные паромы на воздушной подушке и т.д.
Перекусили быстросупом в Bembridge, потом пошли на самый север острова в Cowes, а оттуда уже домой в Hamble Point.
На переходе в Каус (Cowes) был ещё забавный эпизод: догоняет нас большой черный РИБ (мощная большая моторка) с надписью Police, спрашивает, куда идём, мы отвечаем, что в Каус. Они вежливо дожидаются, пока мы уйдем с мелкого места и ляжем примерно на курс, двое высаживаются к нам на борт, один остаётся рулить рядом. Долгое вежливое вступительное слово, что мол, так и так, проверка документов. Мы спокойно приносим им паспорта, один проверяет фейс, спрашивает, когда прибыли и когда убывать собираемся, где работаем, передает паспорта второму, тот записывает данные и потом куда-то звонит или пишет, “пробивает”. Первый между делом расспрашивает, что и как, какие планы, куда пойдем в дальнейшем, и т.д., капитан с ним беседует. Все тихо мирно, ну у нас же все “чище некуда”. Жалуется, что криминал в основном с восточной Европы и они с ними много мучаются. Все занимает минут 20-30. Проверкой они удовлетворяются, желают хорошего сейлинга, пересаживаются обратно к себе и отчаливают. Потом оказалось, что это инструктор договорился с местной полицией потренировать нас спокойно проходить проверки на море: и им отчетность и нам параллельный с сейлингом в штиль дополнительный тренинг.
Дошли до Кауса, встали на гостевом понтоне, сбегали в магазин, потом в Fish and Chips, перекусили, точнее поужинали принесенной вкусной треской в кляре. Стемнело. Ночная навигация: я повел яхту по огням домой в Hamble Point. На первом участке было течение больше 4 узлов, и приходилось держать курс градусов на 40 левее, чтобы выйти на нужный знак – очень удобно было держать его в транзите с большой подсвеченной трубой ТЭЦ, и очень наглядно было видеть силу течения, сопоставимую со скоростью лодки…
В душ и спать. После напряженного перехода на штурвале и ночной навигации ничего другого уже не хочется. 😉
04 апреля. Работа с парусами на сильном ветру.
С утра сильный ветер, force 6-7 по Бофорту, т.е. за 30 узлов. Сидим ждём, изучаем теорию. После обеда вышли.
Суровый сейлинг – 25 узлов стабильно с порывами до 30 и больше. Force 6 по Бофорту. Main на 3-ем рифе, Head на первом. И так несколько часов. Наши шторма на Белом море по сравнению с этим – это так…
Сначала стоял за штурвалом, потом на шитах. Иногда, когда сидишь на нижнем борту, волна по колено окатывает, рулевого тоже с мордой регулярно обрызгивает… Иногда дождит.
Зато как идёт лодка! Hallberg-Rassy – это прямо Мерседес: чисто режет волну, не бьётся носом о следующую, никакого сравнения с обычными чартерными лодками, особенно свежими. При этом 1996 года выпуска!, а все в практически идеальном состоянии. Даже паруса, похоже, ещё родные. Такие яхты редко сдают в чартер, они все обычно в собственности конкретного владельца. Модель 36 футов производят без изменений по сей день и очередь на них на верфи на несколько лет вперёд. Да, внутри чуть тесновато, но когда привыкаешь – нормально.
Дошли в Лемингтон – напротив Ярмута, который на острове Wight. Заход сложный, как и почти везде в этих местах: узкий извилистый канал, размеченный красными и зелёными латеральными знаками-столбами. Ночью на них соответствующие огни, но горят не все. Ещё надо следить за паромами, которые довольно часто ходят в этом же канале, занимая практически всю его ширину.
В самой гавани тишь, она закрыта от ветра. Прикупили вкусной трески в кляре на ланч, дождались темноты и пошли обратно по огням. Ночная навигация и ночная работа с парусами!
Ветер почти не ослаб, но стал попутным и из 25 узлов превратился в 15, что более чем комфортно.
Завтра рано вставать, поэтому быстро ужинаем, душ и спать.
05 апреля. Последний, 6-ой день
Солнце, ветер слабый, но северный, поэтому очень холодный. Рано с утра выходим в море, чтобы ожидать сигнала от костгарда о проведении тренинга с вертолетом спасательной команды.
В ожидании сигнала снова устраиваем blind navigation (слепую навигацию). Навигатор сидит за штурманским столом с картой и дисплеем эхолота и командует рулевому, каким курсом идти. На карте нанесены contour lines (линии равной глубины) и отмечены навигационные знаки. Навигатор должен придти к указанному знаку в нескольких милях от заданной начальной точки, ориентируясь только по показаниям эхолота, с учётом течений и текущего уровня воды на приливе.
Если есть понимание, как это работает – метод оказывается необычайно точным – я на свой буй просто наехал бы, если бы рулевой не отвернул. 😉
Этот навык весьма полезен, когда по какой-то причине приходится идти в условиях плохой видимости, например, в тумане.
Вертолет отменился из-за штиля. Им, так же, как и яхтами, нужен ветер, чтобы устойчиво держаться, а в штиль все операции намного опаснее.
А мы идём в сторону домашней гавани, на подходе отрабатываем швартовку на пирс с “пальцами” – стандартный вариант для большинства марин мира и точно всех марин северной Европы, конечно включая и Англию, да и не только.
Наш тренинг закончился. Устал жутко, но и доволен не меньше.
Моем лодку, обедаем, трое уезжают, трое завтра должны приехать. Завтра день отдыха перед следующим мероприятием – через Ла-Манш на острова и обратно.
По результатам тренинга.
Замечательный тренинг, получил больше, чем предполагал. Очень высокий уровень капитана-инструктора и вообще всего процесса. Замечательная лодка, ухоженная и полностью исправная.
Предварительная подготовка к тренингу обязательна. Лучше на курсе теории, который я прошел зимой в ForceSail у того же инструктора в Москве – так интенсивно и так интересно я давно не занимался, а объем полученных знаний существенно превзошел содержание любого яхтенного учебника.
А внимательное изучение всех инструкций и правил, благо они в ForceSail краткие и емкие — это залог достижения максимального эффекта от всего тренинга.