Ченнел. Оффшорный тренинг. Заметки на полях
Автор: Юлия и Ярослав Виноградовы
Фото авторов.
Голова на лодке (в дополнение к инструкции по применению):
Головой можно не только есть, пить и, кому повезет, думать. Ей удобно распираться в условиях крена или качки, прислонившись к стене, двери или другой условно вертикальной поверхности, и освободив тем самым руки для выполнения почти осознанных действий. Голова при этом должна быть в шапке. В противном случае ей больно.
О традициях:
В душевых-умывальниках-туалетах в маринах хочется повесить объявление большими буквами: “Дорогие британцы! Мы (весь мир) признаем, что Великобритания самая традиционная страна на планете. Мы (весь мир) признаем, что англичане свято чтят и непоколебимо следуют традициям Соединенного Королевства. Но.., блин (!!), два крана с холодной и горячей водой в умывальнике, разнесенные на 15-20 см друг от друга, хоть и выглядят обалдеть как традиционно, но пользоваться ими ни фига не удобно!”
О приливах и течениях или “20 см до выхода”:
“Ты во сколько выходишь завтра?” – привычный вопрос, в ответ на который мозг в автоматическом режиме просчитывает все составляющие – спуститься, вернуться за пропуском, опять спуститься-смахнуть снег с лобового (заднее? а, и так сойдет)-дождаться зеленой стрелки-дальше по правому ряду-звонок другу пока тошним в пробке-парковка-лифт-где этот чертов пропуск!? – и уже через доли секунды выдает результат.
Здесь все несколько иначе. Абстрактные для жителей среднерусской равнины и с трудом припоминаемые параграфы о приливах-отливах и течениях из учебника географии за какой-то там класс, приобретают совсем иное звучание. Проспал “высокую” воду – 3-4 часа загораешь в ожидании, поскольку при перепаде, скажем в 9 метров, понятно, что шансы на выход из марины или прохождения обмеляемого участка равны нулю.
Течения – тоже тот еще прикол природы и взаимодействия небесных тел. Движок молотит по полной, на мониторе воодушевляющие сколько-то там с половиной узлов, а полоса берега с гостеприимно выступающими скалами и не думает удаляться. А просто 4,5 узла течения в нос превратили вашу затею в тренажер по сжиганию солярки. Можно гребцов тренировать – удолбаются в усмерть при минимальных вложениях. Так что как ни отмазывайся, а приходится разбираться в таблицах времени “высокой” и “низкой” воды и альманахе течений.
Всё и все готовы. Один на понтоне возле шкалы уровня воды. “Ну что там? – Двадцать сантиметров до выхода!” И не дай вам бог забыть пропуск!
Милые городки Англии
Лимингтон (Lymington), Пул (Poole), Веймут (Weymouth), Дортмут (Dartmouth) – милые, приветливые городки, настоящей, глубинной Англии. Многие из них до сих пор сохранили свой шарм XIX века. Везде мило, заботливо, ухожено … кукольно.
Через канал (the Channel):
Переход Дортмут (Dartmouth) – остров Гернси (Guernsey). Готовились к реальному сейлингу – ветру, волне, чистке организма и другим прелестям. Но в пять утра идиллическое утро, открыточный рассвет чуть позже и практически зеркальная вода. В итоге, бОльшую часть 60-мильного перехода моторим, имеем “санаторий ВЦСПС” с солнечными ваннами, 4-х разовым питанием и развлекательной программой от двух стай дельфинов, гастролирующих в этом регионе. Ветер, правда, ледяной.
И только заключительный отрезок в десять миль принес немного рок-н-ролла. Включили 18-22 узла ветра, противоположные направлению течения, моментально “вскипятившие” воду. Пара часов спорта (такингов и джайбингов) и есть полное право важно раздувать щеки, говоря про переход Канала – “под парусом, конечно, а как же еще!?”
Channel Islands (острова Гернси (Guernsey), Джерси (Jersey), Олдерни (Alderney)):
Небольшие острова, расположенные у побережья Франции, с мутно-забавным статусом и представляющие смешение культур, особенностей и традиций обоих государств. Принадлежат к британской юрисдикции и монархии; чтят Королеву; большинство названий французские; население франко- и англоговорящее; ездят по неправильной, на наш взгляд, стороне; Гернси и Джерси печатают собственные деньги, коими и дают сдачу с принимаемых тут также английских фунтов и евро; являются оффшорными зонами со всеми вТекающими последствиями; не являются частью ЕС (потому как не хотят), Шенген тут не работает, легально находиться можно только по британской визе, утром свежие круассаны и кофе, вечером – фиш-эн-чипс и эль, но в баре.
В общем, такая вот самостийность и незалЭжность по-европейски. Погода, впрочем, британская. Зонт – не аксессуар, а осознанная необходимость. Ну, либо это нам так повезло.
И о погоде, куда ж без нее в Англии?:
Тема столь же бесконечна у жителей Британских островов, сколь и малопрогнозируема. Виндгуру, гриб файлы, местные метеобюро, сводки береговой охраны – мы использовали все, за исключением, пожалуй, лишь первого канала российского телевидения. Но у погоды здесь своеобразное чувство юмора, что способствует философскому отношению к низкой оправдываемости метеосводок. Бывали дни, когда все происходило с точностью до наоборот. В итоге, наиболее надежной базой для планирования переходов оказывается информация из местных источников (Local Coast Guard Forecast, передаваемый по VHF), что логично, плюс Виндгуру в качестве индикации по ветрам с некоторой скидкой приближения “плюс-минус валеный сапог”.
От кутюр:
Метео тема неразрывно связана с еще одной животрепещущей – а шо бы такое надеть?
“Сегодня отличная погода! Солнце. И в пяти слоях совсем не холодно! Не то, что вчера!”
Исходные данные: Великобритания, Солент, The Channel, Channel Islands; апрель, температура от 3 до 15 градусов, ветер – от штиля до 32 узлов; периодически морось-дождь, отсутствие зонта.
Базируясь исключительно на собственном опыте, а точнее ощущениях, рейтинг важности качеств одежды на лодке:
- При всем при этом экипировка должна сохранить вам способность свободно двигаться, чтобы остаться полноценным членом коллектива, а не стать ненужной и всем мешающей частью интерьера.
- Способность удерживать тепло – отводить влагу. Надеюсь, не нужны пояснения? Нет? Вот и славно.
- Непромокаемость. Напомню, мы в море. Вода может прилететь сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади – отовсюду. Желательно, чтобы она скатилась с вас полностью, не проникнув внутрь. В противном случае сыро, холодно, противно. И никто не придет, и не переоденет в теплое-сухое.
- Непродуваемость. Мерзнешь, в основном, не от температуры как таковой, а от пронизывающего насквозь одежду (если не повезло) и дальше уже, также насквозь, тебя потока воздуха. Даже при отсутствии ветра просто при движении на скорости 5 узлов.
- 4а. Неплохо бы, чтобы вам не нужно было часа полтора, чтобы скинуть весь этот маскарад. Туалет, знаете ли…
- 4б. Все вышесказанное относится к шапкам, банданам, перчаткам, носкам. Отдельно повторюсь про необходимость, если не сказать критичность, головного убора. См. также про голову на лодке.
- Обувь. Вообще, отдельная песня. Основное – все очень индивидуально. Из универсальных характеристик – та же непромокаемость / водоотталкивающие качества, максимальная “прилипаемость” подошвы на мокрых скользких поверхностях и ее (подошвы) некрасящий состав, чтобы не оставлять следов на тике или пластике. Много лестных отзывов о кожаных (либо в сочетании с кордурой) яхтенных сапогах. С мембраной и без таковой. Выглядят довольно убедительно. В Англии в них щеголяет большинство людей так или иначе связанных с морем, включая профессиональных рыбаков. Жаль, что тест-драйв этой обувки не предполагается. Цена – 230 фунтов. Короче, пока не решился. Может и зря. Обошелся высокими ботинками-лягушками (низ – резина, верх – кожа, синтетический утеплитель) Sorel. Это не реклама? Нет? Тогда оставлю. В обычных кожаных яхтенных туфлях было холодно.
- или дополнение. Заметность / светоотражательность. Не раз слышал, что люди падают за борт в самый неподходящий момент (Можно подумать, что есть подходящий, чтобы вывалиться в 12-14 градусную воду). При любом раскладе – что на борту, что за ним – нас должно быть видно. Интегрированные светоотражающие элементы, яркие (кислотные) детали, как минимум нелепая расцветка, в которой вряд ли станешь щеголять в обычной жизни, будут в самый раз.
- Он ничего не сказал про бренд! Ужас!!
На этот счет добро пожаловать на сайты специализированных производителей, коих не так уж и много. Там все расскажут профессионально, убедительно-зажигательно и с цветными картинками. Мне все равно до них не дотянуться.
Немного из личного опыта. Мнения о применимости в яхтинге экипа, предназначенного для других видов спорта, самые разнообразные. Также нами движет сознание собственной крутизны, вера в технологии и желание продемонстрировать принадлежность к теме. Иногда (и, как правило, не в полном объеме) это компенсируется здравым смыслом, соображениями бюджета и мыслью “а мне это еще все тащить на себе на лодку”.
Итак, куртка MarinePool, мембрана, по-моему, 10-ка (точно не помню) успешно справилась со всеми погодными перипетиями. В штанах-комбезе того же бренда, мембрана 10-ка, плюс один слой мне показалось как-то зябко. И именно с точки зрения (не)продуваемости. Все последующие дни на переходы надевал сноубордические Burton с тонким слоем утеплителя, которые отработали на ура, не сдавшись в том числе и волнам, окатившим меня несколько раз в один из наиболее волнительных дней. Остальное – термаки, флиски и прочее – все довольно очевидно, обременять описанием не стану. Остановлюсь только на жилете-виндстопе из мото гардероба. Надевал по вечерам и в особо ветреные дни. Прекрасное дополнение!
Еще раз подчеркну. Это не более, чем личные ощущения, полученные к тому же в определенных условиях. Посему никак не тянут на кандидатский минимум и не являются инструкцией или руководством к действию.