Дневник участника Оффшорного тренига в Ченнеле (Ла Манше)

Автор: Юрий АммосовЮрий Аммосов

Дневник участника Оффшорного тренинга в Ченнеле. Великобритания.
Апрель 2018. Инструктор – А.Гуськов. Яхта Aeolus, Hallberg-Rassy 36.

06 апреля. День отдыха между тренингами.

Прошлись с капитаном до большого яхтенного магазина – 14 км туда с столько же обратно. Размялись.

Под вечер встретили троих новых членов команды, все уже раньше ходили с капитаном.

Ближе к 10 вечера из магазина пришла доставка продуктов.

07 апреля. Hamble – Poole. Ночной заход в навигационный кошмар – бухту Poole.

Вышли с базы – Hamble Point, пошли через пролив Солент на запад. В Poole ведет Данил.

Тренировка извлечения МОБа

Тренировка извлечения МОБа

Идем на парусах. Через пару часов после выхода устраивается обязательный тренинг по MOB (man over board – человек за бортом), где все отработали на “ура” и кранец с ведром подняли грамотно.

Ближе к узкому месту – Needles – раздуло до 20-25 узлов. Внимательно следим, чтобы не наскочить на rippes. После выхода пошла приличная и короткая волна. Очень красивые суровые берега и белые меловые скалы-столбы на западной оконечности острова Wight. На крайней скале белый маяк мигает красным глазом.

Когда паром проходит рядом

Когда паром проходит рядом

Солнце клонится к закату, красивые облака в виде нескольких длинных синих колбас разной толщины.

Вход в гавань Пула (Poole) в темноте, опять только по огням. Нас обгоняет лоцманский катер и предупреждает, что сзади идёт большой паром. Этот паром нас действительно обогнал на одном из следующих изгибов узкого канала – большой светящийся город.

Встаём на буй, с трудом найдя его, подсвечивая фонарем воду вокруг – иначе ничего не видно: темнота, огни есть, но городские – далеко, а редкие навигационные знаки светятся сами, но ничего не освещают вокруг.

Погода неустойчивая, поэтому окончательное решение относительно следующего перехода будем делать завтра. Ложимся спать, лодку слегка покачивает.

08 апреля. Через Ченнел туда.

Составление плана перехода

Составление плана перехода

С утра сажусь доделывать план перехода через Ченнел. Он сложен тем, что нужно принимать во внимание множество факторов, например: различное время высокой воды в трёх точках: в порте выхода, в порте входа и в Дувре, т.к. течения в атласе даны с привязкой к высокому уровню воды (High Water) именно Дувра. Да и для порта входа дана лишь коррекция, поэтому надо выписать данные по указанному стандартному порту и пересчитать время и уровни (high water & low water) для Альдерни. Low water будет нужна, когда мы придем и встанем на буй, чтобы знать, насколько вода под нами упадет и не окажемся ли мы на мели. Ну, с буем-то это вряд ли будет, а вот для якоря это весьма актуально.

Основные рабочие инструменты навигатора

Основные рабочие инструменты навигатора

Изменение уровня воды в тех местах достигает 12 м, так что разброс может быть весьма значительным, поэтому нужно знать, какой прилив – высокий (springs), низкий (neap), где-то между ними или ниже обычного низкого. По французским портам даётся таблица с коэффициентами на каждый день года. Потом нужно определить временные окна выхода из Poole, чтобы выходить из бухты через узкую горловину по течению, а не против него. То же для захода в порт. Потом определить интервал, когда удобнее идти через Ченнел, чтобы сильные течения нам по возможности помогали, а не мешали. Это все совмещается и на основании этой картинки принимается решение о времени выхода. Если мы выходим раньше или позже, то надо на ходу пересчитывать данные по течениям. Большинство данных приведены в толстенном (больше 1200 страниц) альманахе Reeds, который издается ежегодно.

Далее рисуется пилотажный план (pilotage) выхода из гавани по знакам и ориентирам (если ночью – то и по огням) и такой же план захода. Характеристики огней (цвет, характер мигания, направление и цвет секторов, если они есть) дополнительно к плану крайне важно держать в голове, потому что сверяться с бумажкой в темноте неудобно.

Также нужно учесть и хорошо держать в голове разные близлежащие опасности типа мелей и скал, которых тут везде предостаточно.

В дополнение мне даются две промежуточные точки, куда надо выйти и с помощью доступных инструментов кроме GPS (т.е. бинокль, компас, радар) и подтвердить местонахождение. В общем, сначала голова основательно распухает даже после неплохой теоретической подготовки.

Перед обедом знакомимся с радаром и учимся базовым навыкам работы с ним. С помощью радара можно получить адекватную картинку окружающей действительности, надо только знать, как правильно читать информацию на экране, которая рисуется в виде жёлтых точек и пятен (иногда синих – скорее всего, это будут мощные дождевые и грозовые облака), как измерять с его помощью расстояния и углы и знать возможности и ограничения этого инструмента.

Обедаем, снимаемся с буя и выходим на час с небольшим позже предполагаемого времени – следовательно, картинку с течениями придется пересчитывать.

7 сестер Дорсета

7 сестер Дорсета

Проходим мимо белых скал на мысу, похожих на столбы с гротами: Семь сестр Дорсета. Видимость средняя, штиль, волн пока практически нет, идём на моторе.

Выходим на точку 1. Береговые ориентиры в бинокль вообще не видны. В дело идёт радар, по картинке с очертаниями берегов на экране можно измерить расстояние и угол до интересующей точки. В качестве ориентира берём и выступающий мыс Портленда, который даже за 20 миль хорошо различим на радаре.

Ок, отметились, идём в точку 2, до нее 33 мили. Идти больше 4х часов, берега исчезли, вокруг спокойное море с небольшими волнами. Через час появляются дельфины и минут 5-7 резвятся рядом с яхтой, потом стая уходит в сторону.

Что видит радар в Ченнеле (Ла Манше)

Что видит радар в Ченнеле (Ла Манше)

Ближе к точке 2 на радаре начинают появляться метки больших судов, которые визуально не различимы в условиях не самой лучшей видимости.
Точка 2 находится недалеко от начала участка, который называется TSS (Traffic Separation Scheme, система разделения движения для больших судов) – это такой огромный “бульвар” с правосторонним движением и приличной разделительной зоной. На краю разделительной зоны стоит большой буй, который умеет не только светить лампочкой, но и излучать на частоте радара. Он обозначен на карте как Racon(T) т.е. radio beacon (радио-буй), передающий примерно раз в минуту кодом Морзе на частоте радара букву “Т”. Подойдя на 8 миль к нему мы увидели на экране радара четкий сигнал в виде трапеции. Сразу же измерили расстояние и пеленг на него, подтвердив прибытие в контрольную точку 2.

Стемнело, наблюдаемые на радаре косяки больших судов становятся видны глазами благодаря огням.

Берём курс на конечную точку – остров Альдерни. Тщательно выглядываем маяки, это основной инструмент ориентирования.

Сначала показываются яркие немигающие желтоватые огни, которые мы позже определили, как возможные огни аэропорта. Потом проявляется большой маяк на опасных скалах Casquet, который мигает 5 раз с периодом 30 секунд. Затем проявляется большой маяк на самом острове, который мигает 4 раза с периодом 10 секунд. Большой маяк на французском берегу так и не смогли увидеть, хотя по карте он должен быть достаточно высоким и с большой дальностью. Может быть там был туман или что-то еще, мешающее его разглядеть.

Видим другие огни, совершаем пару поворотов и заходим по транзиту двух быстро мигающих огней, один из которых, увы, не горит. Но это обстоятельство нам сильно помешать уже не может, т.к. мы четко видим огонь на торце волнолома и входные красный и зелёный. Входим в бухту, находим буй и становимся на него.

Проверяем уровень местной low water, убеждаемся, что запас достаточный, я делаю последнюю на сегодня запись в журнале и на этом можно выдохнуть – переход завершён, мы благополучно прибыли на остров Alderney. В течение всего перехода мы постоянно знали, где мы находимся и каким курсом идём, отслеживали снос, выходили на контрольные точки и четко определяли огни, знали как выходить и заходить. Капитан остался доволен навигацией.

Бухта средне защищена от ветра и волны, поэтому всю ночь нас будет хорошо качать, как в колыбели.

09 апреля. Альдерни – Гернси.

Спали аки младенцы – килевая качка всю ночь. Встали в начале десятого утра, потому как выходить нам ближе к 5 вечера. Смотрим карты, альманах, Pilot books – лоции по островам. Рассчитываем переход на о.Гернси в марину Виктория (St.Peter Port). На входе в марину sill (порог) и вход-выход сегодня возможен лишь в течение часа – полчаса до высокой воды и полчаса после. На внешней стороне марины на бОльшей глубине есть понтон, где можно подождать возможности входа.

Туман. Видимость 50-100м

Туман. Видимость 50-100м

Вышли в 17:30. Через час после выхода по радио передали навигационное предупреждение о том, что метео-буи на Гернси передали сигналы о тумане. Еще через полчаса начал сгущаться туман, через час мы с трудом различали в бинокль ближние скальные острова, дальше пошло сплошное “молоко”. В очередной раз порадовался тем тренингам по слепой навигации (blind navigation), которые мы делали на первом тренинге в Соленте.

Штиль, периодически дождь. Волны низкие, пологие, дальние (swell), течение практически отсутствует, потому что сегодня очень слабый прилив ( и соответственно очень низкий коэфициент).

Тщательно смотрим по сторонам и на радар. За несколько миль до Гернси начали видеть на радаре суда, одно прошло в паре сотен метров параллельным курсом навстречу, в тумане это выглядело интересно.

Saint Peter Port (Guernsey). Вход в марину Виктория

Saint Peter Port (Guernsey). Вход в марину Виктория

Стемнело, мы тщательно высматривали огни, которые должны бы уже показаться даже сквозь туман. Один из маяков должен быть снабжен туманным горном и подавать сигнал раз в 45 секунд. Вероятно, его мы и начали слышать задолго до подхода.

Наконец постепенно начали просматриваться нижние огни, которые удалось идентифицировать, с помощью радара мы смогли нащупать верный путь подхода через знаки между камней и скал пролива Little Russel и подошли к гавани. Над берегом туман рассеивался и огни порта стали видны хорошо.

Встали на понтон перед воротами гостевой марины, поужинали и стали ждать подъёма воды, когда мы сможем пройти в марину Виктория и встать к пирсу с электричеством и водой, пополнить заряд аккумуляторов и залить воду в баки, а также принять душ – последние две ночёвки были на буях и с душем как-то не ладилось, да и розеток на буях обычно не водится.

10 апреля. Гернси – Сарк – Джерси.

Saint Peter Port (Guernsey). Castle Cornet

Saint Peter Port (Guernsey). Castle Cornet

Ждать пришлось не очень долго, ближе к 12 ночи вода поднялась достаточно и мы перешвартовались в марину на практически пустой пирс и легли спать.

С утра выяснилось, что ближайшая маринная facilities, где имеется душ и туалет, активно реконструируется к сезону, и нужно топать в соседнюю, впрочем, не очень далеко.

Гернси довольно любопытный остров, впрочем, как и все остальные в радиусе 30 миль – Алдерни, Джерси. То же левостороннее движение. Но каждый из этих островов, даже небольшой Sark с населением в 600 человек, фактически самостоятельное государство – у каждого свое правительство в лице губернатора, они не входят в ЕС, хотя находятся под протекторатом Великобритании. Здесь нет европейских налогов и т.д. Даже фунты здесь печатаются свои на больших островах, хотя “континентальные” фунты здесь в ходу наравне с местными. А вот джерсийские или гернсийские фунты в Лондоне не примут…

Цитата из Википедии про остров Сарк: “Ныне единственное феодальное владение Европы. До 2008 года местный монарх имел значительные полномочия.”

Saint Peter Port (Guernsey). Castle Cornet

Saint Peter Port (Guernsey). Castle Cornet

Сходили к старой крепости и прогулялись по длинному волнолому с маяком, по которому мы заходили в гавань. Сразу пришла мысль, что это замечательная иллюстрация к моменту из песенной сюиты по сказке Сергея Козлова “В порту” – … мы дойдем до маяка, постоим разинув рот и пойдем обратно порт”.

Вернулись, залили воду и по высокой воде покинули гостеприимную гавань Гернси.

Sark

Sark

Взяли курс на небольшой остров Сарк (Sark) – там есть узкий и очень живописный пролив между самим островом и соседним, на котором кто-то выстроил себе замок. Остров окружён множеством скал, далеко не все из них видны над водой. Берега острова очень крутые и суровые, чем то напоминают Исландию.

После пролива в бухте стоят несколько яхт на якорях – уж очень живописное место. Появились и почти сразу ушли несколько дельфинов. При вроде бы спокойном море на скалах довольно большой прибой – небольшая очень пологая океанская волна (свелл), слабо ощущаемая на удалении от берега, при выходе на мелководье резко поднимается и превращается в мощную прибойную волну.

Sark

Sark

Все в дожде, ориентиры на берегу практически не видны, даже в бинокль. Обошли остров с востока и встали в небольшую бухту у очень крутых суровых скал. Приготовили было якорь, но при подходе заметили посередине бухты буй, на который сразу и встали.

Не спеша приготовили обед – суп с фрикадельками полуторной порции и салат. Сильная бортовая качка, но это особо не мешает. Ждём окна входа в марине на острове Джерси – до нее идти ещё примерно 24 мили.

Saint Helier marina (Jersey)

Saint Helier marina (Jersey)

Ветра нет, пойдем на моторе. В половину девятого вечера уже стал виден маяк на ближней к нам оконечности Джерси – до него 12 миль. Нам нужно будет обогнуть остров и встать с противоположной стороны. Дождь прекратился, видимость улучшилась. Скоро можно будет выходить…

Ночная навигация выдалась непростая – некоторые огни было сложно идентифицировать, пошла большая пологая волна – swell, которая иногда “выключала” своим гребнем огни на острове. В какой-то момент мы чуть не налетели на лобстер-пот (рыболовная снасть, отмеченная буйком), и следующие полчаса до входа в размеченный фарватер я провел на носу с фонариком, следя за обстановкой.

Вход в марину возможен в интервале примерно плюс-минус три часа от времени высокой воды. Высота воды над порогом отображается на специальном цифровом табло перед выходными воротами – очень удобно.

11 апреля. Просто Джерси.

Большинством голосов решили устроить дневку чтобы немного передохнуть, отметить день рождения Павла, а также посетить Джерсийский зоопарк, основанный Джеральдом Дарреллом.

После завтрака сходили на рыбный рынок, купили свежих устриц и гребешков (scallops), потом разделились – двое пошли до зоопарка пешком (7.5 км), четверо – на автобусе (полчаса).

Дом на Jersey

Дом на Jersey

Публичная часть зоопарка не очень большая, и, скорее всего, не произведет сильного впечатления на среднего посетителя, побывавшего в современных зоопарках и сафари-парках типа Серенгети в Германии, парка “Воробьи” в Подмосковье и т.д. Главное – то, что этот зоопарк был первым “открытым”, и то, что он является частью бОльшего – Джерсийского треста охраны дикой природы, основанного Дарреллом. А ещё это музей Даррелла – в небольшом здании собраны вещи, книги, записи, фотографии, рассказывающие о его жизни. И сам основатель, отлитый в бронзе, встречает гостей у входа.

Скалопы и устрицы - ужин простого яхтсмена у берегов Бретони и нормандских островов

Скалопы и устрицы – ужин простого яхтсмена у берегов Бретони и нормандских островов

Я знал, что мы можем зайти на остров Джерси, но не особо рассчитывал, что будет время и возможность попасть туда, хотя втайне надеялся. Когда образовался свободный день и идею поддержали все, мечта сбылась.

Обратно пешком решили пойти четверо, и они нисколько не прогадали – местность очень живописная и приятная для глаз и ног. Сделал множество фотографий Джерсийских поместий всех форм и размеров.

Вечером я первый раз попробовал устрицы, которые самоотверженно были вскрыты капитаном с помощью отвёртки, ножа и большого количества физических усилий. Своеобразно, но вполне съедобно, особенно под белое вино, которым обязательно нужно запивать для лучшего усвоения. Знающие люди утверждают, что обычно устрицы распробуют и проникаются ими на пятый-шестой раз. Scallops с вермишелью оказался гораздо привычнее и покорил всех.

12 апреля. Путь домой: Джерси – Сарк.

Saint Helier (Jersey)

Saint Helier (Jersey)

С утра гуляли по городу, пополняли запасы продуктов, я прокладывал маршрут до острова Сарк. Ближе к 5 вечера вышли, заправились топливом и выдвинулись обходить Джерси с востока через узкий канал между большого количества скал на юго-восточной оконечности острова.

Saint Helier (Jersey). Старый порт

Saint Helier (Jersey). Старый порт

На выходе помогла схема в местной брошюре, которую я взял в офисе марины. Кроме разной полезной информации там есть ещё такая фраза: если вы хотите сейлиться в окрестностях Джерси, убедитесь, что у вас есть достаточные навыки для осуществления навигации без помощи GPS… Перчику подсыпали навигационные предупреждения по радио о том, что не работают несколько близлежащих маяков, в т.ч. интересных нам.

Я честно наделал массу транзитов для ориентирования, но дымка свела на нет больше половины моих стараний. Туман продолжил усложнять навигацию, лишив нас бОльшей части дальних маяков. Замечательно видимая с Сарка пару дней назад высоченная ТВ-мачта на севере Джерси пропала из виду миль за 5 до Сарка. Хорошо был виден лишь основной маяк на Сарке да восточный кардинальный знак вблизи острова. На самом острове с нашей стороны огней также практически не было. Бухта, в которую мы планировали встать, оказалась абсолютно темной без каких-либо ориентиров. Капитан взял в свои руки бразды навигации….

Чтобы не сесть на камни, пришлось навигировать исключительно по радару и с большой осторожностью продвигаться на самом малом ходу, одновременно смотря на радар в комбинированном режиме с картой и на показания эхолота.

Ужин уставшего экипажа

Ужин уставшего экипажа

Зашли в кромешной темноте в первую бухту в надежде найти буй, но, пошарив фонарями и обнаружив довольно близко под боком скалы, осторожно развернулись и пошли в соседнюю бухту, где мы стояли два дня назад. Свет фонарей утыкался в стену тумана, берег можно было пытаться определить лишь на слух по шуму волн. Там нам удалось найти буй, правда, не тот самый, на котором стояли до этого, а другой, с толстенным канатом, который невозможно было непосредственно закрепить на наших утках – пришлось привязывать свою верёвку на ближний к бую конец, а остальной канат вытаскивать на палубу.

Наконец все операции были завершены и можно было спокойно выдохнуть. На хорошо оснащённой яхте в спокойную погоду наш подход закончился вполне благополучно. Если же яхта оснащена хуже или команда не умеет работать с приборами, подобные приключения могут закончиться уже не так хорошо. Главное – трезво оценивать свои возможности.

В бухту заходит волна, поэтому качает хорошо.

Воду экономим, нам три ночи стоять на буях.

13 апреля. Сарк – Альдерни.

Sark

Sark

Проснулись посереди бухты. Наш старый буй увидели метров за 100 чуть в стороне, мы его в темноте и в дымке просто не заметили.
На носу лежит свернувшись колечками канат-Левиафан – как мы его вчера доставали из воды… Кричат чайки, эхо отражается от окружающих скал, видны гроты и пара одиноких деревьев наверху…

Ближе к обеду к бухте подошла ещё одна яхта и встала на якорь. Можно себе представить, что тут творится в сезон…

Готовим обед и сразу продумываем меню на следующие дни исходя из имеющегося запаса.

Поскольку в руководстве по подготовке к тренингам была четкая фраза о том, что привезенная с собой гречка и тушёнка дают много плюсов в карму от голодных и замёрзших товарищей – гречку и тушёнку привезли все 😉 Паша гречку в таких количествах есть не привык, поэтому фраза из известного анекдота “Вау! Гречка!!” стала просто мемом перехода.

Научно-обоснованный расчет гречки в кастрюле

Научно-обоснованный расчет гречки в кастрюле

Проверили на практике рецепт – замачиваем гречку в обед, перед ужином только лишь доводим до кипения и – вуаля! Готово!

Неделю назад я также опытным путем доказал теорему “Мишкиной каши” при использовании гречки вместо овсянки, в два раза завысив разовую норму крупы на человека. Мы ее доедали ещё на следующий день.

В этот раз у нас оставалось немного гречки, замоченной на Джерси, мы собирались замочить добавку тут, на Сарке. В результате возникла бурная дискуссия о соотношении в готовом ужине гречки, замоченной на разных Нормандских островах, вкусовых свойствах получающегося купажа (pitted or smoked), как мягко размазать пробу по нёбу, чтобы проявились изысканные вкусовые нотки гречки Сарка или гречки Джерси, время замачивания гречки в зависимости от страны производства, правильном количестве воды для замачивания и способе измерения этого количества/уровня – штурманская линейка была признана достаточно точным инструментом.

Braye harbour (Alderney)

Braye harbour (Alderney)

Измерение уровня гречки и воды с особой тщательностью было выполнено капитаном под неусыпным контролем всех членов экипажа с ведением фото-видеофиксации для последующего строгого контроля результата.

Планы: сегодня под вечер с течением переходим на Alderney, завтра с утра через Ченнел в Пул на английское побережье, оттуда в 4 утра опять же с течением на базу в Хэмбл Поинт.

Течение нам благоприятствовало, штиль, солнце, гладкое море, чуть рассеявшаяся под вечер дымка – все складывалось так, что нам оставалось лишь следовать точным рассчетам, чтобы правый язык сильного течения не унес нас к берегам Франции, да с особой тщательностью обогнуть коварные подводные скалы пролива Alderney race и вокруг восточной и северной оконечностей острова Альдерни, не сводя глаз с эхолота, и в завершение точно войти в бухту.

На Альдерни прибыли в 20:30, как по плану и должны были. Становимся на буй.

14 апреля. Через Ченнел назад.

Старт кросс-Ченнел в 09:09. Погода: ветер 3-4, местами туман.

На радаре отслеживали суда, идущие через Ченнел. Непосредственно видели штук 7, среди них большой кабелеукладчик и большой грузовик, перевозящий огромные лопасти ветряков.Через полтора часа после выхода ветер вышел на расчетный режим и поставили паруса.

Туман. Видимость 500м

Туман. Видимость 500м

Сгустился туман, видимость упала до сотни метров максимум, мы включили максимальную бдительность согласно Правилу 5 МППСС – визуальное + слуховое наблюдение + радар.

Я долго стоял на руле и несколько взмерз. Отогревался обедом в виде макарон по флотски и разливанием чая.

Под вечер картинка не сильно изменилась. Метеорологический буй посередине Ченнела мы не увидели, хотя прошли точно по указанным координатам.

Сменили курс и пошли downwind, т.е. ветер сзади. Поставили preventer – верёвку, которая не даёт boom (гику) самопроизвольно перекидываться, угол переднего паруса вынесли за борт на pole (спинакер-гик). Видимость – не больше 50м.

К плотному туману добавились сумерки. По расчетам мы подошли уже довольно близко к берегу. Собрали паруса, пошли на моторе. Вспомнили про то, что неделю назад вместе с нами в это же время заходил большой паром. Увидели его на радаре позади милях в 4-х.

Стали попадаться лобстер-поты, я пошел на нос за ними следить. Фонарь бесполезен, т.к. свет сразу утыкается в плотную стену тумана. Большой фонарь с очень узким лучом смотрится реально как световой меч из “Звездных войн” и тоже не особо помогает, лучше уж совсем без фонаря.

С носа лодки британский флаг по корме было с трудом видно. Огни на навигационных знаках на подходе к Пулу появлялись в виде туманного мерцания секунд за 30 до того, как мимо них проходили и так же быстро исчезали в туманной мгле за кормой. Цепной паром со своими яркими огнями начал идентифицироваться только метров за 200.

Встали на буй в Пул (Poole) на южном побережье Англии в 21:30. В густом тумане буй нашли с трудом.

Вспомнилось, что на Джерси был один маяк, где было немного видно, что луч крутится.

Needles в тумане

Needles в тумане

15 апреля. Домой, в Хэмбл.

11.1 узла!

11.1 узла!

Выход из Пула рано утром в 4 часа, чтобы пройти через узкое место в Солент с течением. Погода обещалась с ветром и дождем. Сильный туман рассеялся, осталась дымка. Видимость very poor – просто фантастика по сравнению со вчерашним туманом, предел мечтаний.

До Хэмбла долетели за 5 часов по сильному попутному течению, ветер не особо помогал, но и не мешал.

Финальная заправка топливом в Hamble Port чуть выше по течению нашей домашней марины и возвращение домой на базу. Финальная уборка лодки. Прощание.

Через несколько дней… Вместо эпилога.

Курс превзошел мои ожидания. Все было настолько интересным, плотным и насыщенным, что под конец начала чувствоваться закономерная усталость — результат не самым плохим образом выполненной (с моей стороны) работы. Полученный за прошедшие 2 тренинга (Спецтренинг в Соленте и Оффшорный тренинг в Ченнеле) знания и опыт настолько бесценны, что я не представляю. как я ходил без них раньше. А ходил я без малого 20 лет на надувных катамаранах по Белому морю и несколько последних лет на яхтах. Как я теперь понимаю, лишь на тренингах ForceSail я наконец-то осознал то, что я раньше даже и не понимал всех поджидающих меня в море опасностей.

Приобретены многие практические навыки на основе ранее полученных теоретических знаний. На мой взгляд, на этот курс не имеет большого смысла идти без тщательной теоретической подготовки, в т.ч. по части приливной навигации — в этом случае очень многое просто «пройдет мимо».

Я ходил в разных командах и с разными капитанами и инструкторами, но столько, сколько знаний и опыта, сколько я получил от Александра за эти 2 с половиной недели я не получил и за все предыдущие 20 лет моего хождения под парусом. Очень высокая квалификация капитана и замечательная организация всего сопутствующего. Надеюсь и дальше расширять свои возможности и повышать квалификацию в т.ч и на других тренингах, проводимых Александром.