Южный Бискай. Аркашон. Не попасть на памятник.
Автор: Ярослав Виноградов
Сентябрь 2018. Южный Бискай. Аркашон (Bassind’Arcachon). Не попасть на памятник.
Наш студент, имеющий за плечами пересечения Южной Атлантики из Намибии в Бразилию и Северной Атлантики в обратном направлении совершил небольшой переход по Южному Бискаю на весьма интересной, длиннокилевой яхте Malö “31 1980 года постройки (краткое описание яхты приведено в конце статьи). Переход произвел на него достаточное впечатление, что ему захотелось поделится этой историей.
Переход Medoc – Arcachon (~90 nm) получился утомительным. Вышли около шести вечера, чтобы к половине восьмого утра, уже по свету, подойти ко входу в залив. В альманахе Reeds сказано, что проход непростой из-за постоянно двигающихся подводных песчаных дюн. По этой же причине вешки фарватера регулярно перемещаются и на карте показаны схематически. И далее: «…если вы идете туда впервые, ночной заход не рекомендован».
Как только вышли из порта Medoc, волна начала бить точно в борт, и эта боковая качка не прекращалась всю дорогу. Ушли мористее на большую глубину в надежде, что это сгладит эффект, и лодку перестанет переваливать с одного борта на другой. Помогло не сильно, честно говоря. Подобное может “ушатать” самых стойких. В общем, к утру чувствовали себя не слишком бодрыми.
К знаку чистой воды подошли в расчётное время. Волна около двух метров. Навстречу несколько рыбацких катеров. Один из их, средних размеров металлический баркас, идет четко в нас. На таран что ли собрался? Отворачивает, описывает дугу вокруг нас. На борту пожилой рыбак что-то громко кричит по-французски, пытаясь перекрыть звук двигателя. «Па дёФрансэ, Англэс’ильвупле!». Баркас заходит на второй круг, сбрасывает скорость, мы тоже; идем борт к борту. Старик произносит ту же длинную тираду на французском и в конце добавляет, «андестенд?». После чего разочарованный и озадаченный уходит в сторону открытого моря. Оживает рация. Сквозь треск помех «парусное судно на входе в бассейн Аркашон, координаты…» и дальше опять по-французски. Понимаем, вряд ли весь этот кипишь происходит просто так, от любви к искусству. Подлетает современный рыбацкий катер. На нем пять парней плюс-минус нашего возраста. На фрунглише и языке жестов объясняют, что внутри разогнало волну до шести метров и надо ждать. Сколько? Часа три-четыре. И это после ночи боковой качки! Откуда там шесть метров? Врут наверное. Но рисковать не стали. Развернулись и четыре часа «гуляли» на малом ходу.
К двенадцати вернулись к знаку чистой воды. Вызвали станцию Кап Ферре (CapFerret), названную по имени маяка на входе в залив: «Как там, заход безопасен?”. Ответ: «Волна до двух с половиной метров, но постепенно успокаивается, так что пройдете. Видимость низкая, записывайте координаты первой пары буев и далее следуйте строго внутри фарватера». Первые вешки обнаружили легко. А вот дальше, учитывая дымку и висящую на поверхности водяную взвесь, далеко не всегда удавалось разглядеть буи даже в бинокль, пока не приближались к ним метров на 50-70. Вошли в узкий длинный проход между двумя песчаными дюнами. Та, что ближе к берегу, сливается с ним и возникает ощущение, что едешь прямо в берег. А прямо в нескольких десятках метров, на отмелях, вода закручивается в обрывающиеся гребни. Меж тем волна все та же злая, боковая, никуда не делась. Примерно еще час нас немилосердно болтало. Потом буквально в течение одной минуты мы как будто оказались на водохранилище где-то в Подмосковье. Это мыс закрыл залив от океана. Волнение исчезло, ровная вода, лодочки, домики по берегам. Еще час и мы привязались у гостевого понтона марины Аркашон.
На следующий день великолепная погода! Солнце и тепло. Взяли напрокат велосипеды, прокатиться по окрестностям и доехать до местной аттракции – песчаной дюны DuneduPilat. Признаться, был некоторый скепсис относительно посещения песочницы. Бывали и в Калининграде, и в Прибалтике. Сразу скажу, нисколько не пожалели. DuneduPilat – mustsee в Аркашоне.
Стоит заметить, что город весьма дружелюбен к двухколесным – покрыт сетью велодорожек. Его весь можно проехать, не слезая с велика.
Доехали до смотровой площадки на холме, откуда открывался вид на залив, проход между песчаными банками, который мы преодолевали вчера и гребни, разбивающиеся об отмели. Зрелище, надо сказать, стоило того, чтобы крутить педали в гору.
И тут краем глаза замечаю не то монумент, не то памятник довольно странной формы. Подошли ближе. На постаменте обрывающаяся волна с белыми гребнями, а ниже… таблички с названиями лодок, именами членов экипажей и датами трагических событий. Памятник тем, кому не повезло, кому не удалось пройти. Сперва подумали, что это все посвящение временам оным: деревянные лодки, отсутствие современных средств связи и навигации, и подобное. Ан нет. Последнее (надеюсь) событие датировано февралем 2017-го, до этого – июнем 16-го. Почти каждый год отмечен трагедией. Не хочется об этом, но там не всё еще заполнено…
Казалось бы, до берега не более 500 метров. Но видимо, волна разгоняется настолько, что у людей, оказавшихся в воде, просто не остается шансов…
Мы с благодарностью вспомнили рыбаков, предупредивших нас накануне. Конечно, не факт, что там были озвученные шесть метров, но тем не менее. Могли попасть в замес.
Выход дальше в испанскую Hondarribia был запланирован на следующий день. Однако, погоды не дали: низкая облачность, никакая видимость, ко всему еще и дождь начался. Для очистки совести сходили в капитанерию, связались с CapFerret. Те подтвердили: «Волна до пяти метров, низкая видимость, вы вряд ли пройдете. Решение за вами, но мы крайне не рекомендуем». К слову, ни одна лодка в тот день из марины не выходила. В итоге, ушли мы только сутки спустя, дважды связавшись со станцией на маяке и получив их подтверждение, что к 14-15 часам будет благоприятное окно. Прошли без потерь, но в самом напряженном месте лодку несколько раз клало так, что мы хватали винтом воздух.
Уже в Испании и позже, вернувшись домой, пытался найти описание особенностей захода в залив Аркашон на русско- и англоязычных ресурсах. Ничего не обнаружил. Посему, может, соберусь с силами, и нарисую кратенький алгоритм-рекомендации по заходу в это замечательное место. А побывать там действительно стоит.
Несколько слов о лодке, на которой мы шли.
Malö 40H, 31 ft, 1980 года постройки, длинный киль (long keel), центральный кокпит. Имя Рахиль (Rachel), экипаж 3 человека.
На злой, разнонаправленной волне лодка показала себя самым лучшим образом, думаю, в первую очередь, за счет V-образной формы (V-shape) корпуса. Именно эти обводы позволяли резать волну, а не получать удары по корпусу, что частенько происходит с более широкими (и комфортными) судами с fin-килем.
Безусловно, есть и нюансы. Лодка с длинным килем обладает большей инерцией, не настолько верткая, и, соответственно, требует большего времени для корректировки направления. Например, во время отработки волны. Мне потребовалось ощутимое время, чтобы «прирулиться» и к лодке, и к волне. Зато приспособившись, удавалось довольно комфортно проходить различные по продолжительности участки в не самых простых условиях. Кстати, V-shape прощает некоторые ошибки при рулении на волне, что расслабляет слегка. Там, где на лодке с fin-килем однозначно последовал бы удар по корпусу, Rachel не без некоторого недовольного раскачивания, конечно, просто рассекала “провороненный” мной гребень.
Отличная лодка, обладающая превосходными мореходными качествами, произведенная в Швеции почти 40 лет назад, в который уже раз показала себя очень надежным судном, вне зависимости от погодных и морских условий.