Как читать Метеокарты (Meteocharts)

Метеокарты (Meteocharts) наиболее полный и наглядный формат отображения прогнозов погоды для моряков и яхтсменов в том числе. С помощью метеокарты (meteocharts) возможно наиболее очевидное, понятное и вместе с тем лаконичное отображение основных метеорологических опасностей (в первую очередь фронтов, но не только), осадков, направлений и сил ветра, вообщем, всего того, что происходит на большой площади и как это будет развиваться с учетом взаимного влияния. Все официальные (и не только) метеобюро стран мира выпускают прогнозы в формате метеокарт (meteocharts). Метеокарты (meteocharts) используются для отображения прогнозов погоды, рассчитанных в разных моделях (GFS, IFS/ECMWF, ICON и бесконечного количества других) и для разных высот, уровней давлений и прочих параметров. Для целей мореплавания в основном используются карты приземного давления (surface pressure).

Анализ метеокарт на опаcности

Анализ любого прогноза погоды всегда начинается с даты его выдачи и периода действия. Так же необходимо обратить внимание на часовой пояс, в котором определено время. Он может быть весьма неожиданный.

Фронты

Метеокарта (Meteochart)

Стрелками показаны направления движения фронтов

Первое и основное, на что надо автоматически обратить внимание, при анализе любой meteochart – это расположение и направление движения всех фронтов, потому что погодное явление шторм (в отличие от “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) это комбинация нескольких факторов, которая возможна только в области фронта (не так важно фронта какого типа):

  • Ветер силы 8 и более балов по шкале Бафорта;
  • Кратковременные усиления ветра до 2х раз в форме порывов (Gusts) и шквалов(squalls);
  • Локальные вихри;
  • Высокие, но короткие и хаотичные волны, приходящие как минимум с 2х сторон и волны отраженные от этих волн (confused sea, choppy sea);
  • Длительный проливной дождь, возможно с грозой;
  • Плохая видимость, возможно очень плохая (visibility poor or very poor) от брызг волн, дождя и сплошной облачности.

Причем, даже если в интересующем регионе прохождение фронта не предвидится, важно оценить нет ли на отдалении фронта, который имеет направление распространения в сторону интересующего региона, от которого свелл (swell), распространяющийся параллельно линии фронта, может придти в интересующий регион, что бы стать опасно-обрушающимся у побережья, заблокировав вход/выход из марин. Свелл особенно опасен на мелководье, в местах, где глубина резко уменьшается.

Депрессии

При анализе фронтов стоит обратить внимание на глубину депрессий (depression, low, cyclone, system), с которыми они связаны. Ниже даны примерные оценки того, что стоит ожидать при прохождении фронта в зависимости от глубины связанной с ним депрессии:

более 1010mb
ветер 6-7 баллов, порывы до 35 узлов, дождь. Начинающим яхтсменам не рекомендуется встретить его в море – ничего, кроме стресса они в такой ситуации не найдут.
1010 – 1000mb
ветер 7-8 баллов, порывы до 45 узлов, дождь. Яхтсменам не прошедшим углубленный тренинг не рекомендуется встретить его в море. Для начинающих яхтсменов это уровень сложности, когда они вряд-ли смогут контролировать яхту.
1000 – 995mb
ветер 8-9 баллов, порывы до 50 узлов, сильнейший дождь. Все те, кто не в состоянии одной рукой (другой все время придётся себя держать) с закрытыми глазами (глаза будет заливать волной и они будут слезиться от ветра) укравлять яхтой, включая постановку и съем парусов, в этой ситуации с яхтой не справятся.
ниже 995mb
ветер 9+ баллов, порывы до 50+ узлов, сильнейший дождь.Разумное управление яхтой перестает зависеть от возможностей экипажа. Активное выживание для квалифицированных яхтсменов. С управлением плохо будут справляться даже проходящие мимо пароходы, что будет создавать дополнительные опасности.

Прочие опасности

Границы паковых льдов
те, кто соберутся в такой регион, должны особо тщательно разобраться как работать с метеокартами, так как, возможно, что это будет единственный источник подобной информации.
Особо сильные ветра, развивающиеся вне фронтов
места, где возможны “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) и “ветра ураганной силы” (“Hurricane Force Wind”)) без развития феномена шторма (см. выше “Фронты”) отмечаются на карте отдельными значками.
Другие опасности
Так же отмечаются на метеокартах специальными значками.

Определение силы и направления ветра по изобарам

В тех случаях, когда в каком-либо месте ожидается ветер, не очевидный из положения изобар (линий равного давления) на метеокартах, в порядке исключения из общего правила, изображены барбы (Barbs). Но общим правилом является, что силу и направление ветра пользователь метеокарты определяет сам, анализируя изобары и ближайшие к ним центры депрессий и антициклонов (High).

Определение направления ветра по метеокартеОпределение направление ветра

Направление ветра по изобарам определяется достаточно легко: ветер всегда дует вдоль изобар, над водой отклоняясь на 15° (над равниной на 40°) по направлению к изобаре меньшего давления (или еще говорят “к центру ближайшей депрессии” (“Low”)) или от изобары более высокого давления (или еще говорят “от ближайшего антициклона” (“High”)), что одно и тоже.

Определение силы (скорости) ветра с использованием геострофической шкалы (Geostrophic wind scale)

Измерение скорости ветра по метеокарте с использованием геострофической шкалыВ большинстве случаев метеокарты (meteocharts) выпускаются в наложении на контурную карту земли, которая выполнена в проекции семейства Gnomonic и дополняются геострофической шкалой (Geostrophic wind scale), которая позволяет рассчитывать силу ветра в зависимости от расстояния между ближайшими изобарами именно для этой карты.

Алгоритм определения силы ветра по приложенной к метеокарте геострофической шкале:

  • На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
  • Отмерьте полученное расстояние от левого края геострофической шкалы, на уровне горизонтальной линии, соответствующей широте интересующего вас места.
  • Вертикальная кривая линия, которая будет соответствовать измеренному расстоянию и будет указывать на силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае попадания между линиями – аппроксимируйте значения ветра, между двумя соседними линиями.
  • Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.

Определение силы (скорости) ветра на метеокартах, выполненных в меркарторовской проекции, где геострофическая шкала отсутствует

Измерение скорости ветра  по метеокарте без геострофической шкалы

Для измеренных 4° на широте 30° в таблице ниже находим значение 16kts. С учетом коррекции на приземный ветер (-15%) правильный ответ будет 13kts.

Некоторые метеобюро, например NOAA, выпускают метеокарты наложенными на карту земли в меркаторовской проекции. В этом случае, для определения силы ветра используется универсальная геострофическая таблица.

Алгоритм определения силы ветра для карт в меткаторовской проекции:

  • На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
  • Переведите полученное расстояние в градусы широты, используя широтную шкалу карты (так, как это делается при навигации)
  • В приложенной таблице выберите колонку, соответствующую измеренному расстоянию в градусах широты и строку, соответствующую, широте интересующего вас места.
  • Ячейка, находящаяся на пересечении выбранных столбца и строки, будет содержать силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае отсутствия нужного столбца или строки – аппроксимируйте имеющиеся.
  • Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.
Wind speed
(kts)
Расстояние между изобарами в градусах широты
0.4 0.6 0.8 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5 6 7 8 9 10
Широты
(°)
15 309 206 155 124 82 62 49 41 35 31 27 25 21 18 15 14 12
20 234 156 117 94 62 47 37 31 27 23 21 19 16 13 12 10 9
25 189 126 95 76 50 38 30 25 22 19 17 15 13 11 9 8 8
30 160 107 80 64 43 32 26 21 18 16 14 13 11 9 8 7 6
35 139 93 70 56 37 28 22 19 16 14 12 11 9 8 7 6 6
40 124 83 62 50 33 25 20 17 14 12 11 10 8 7 6 6 5
45 113 75 57 45 30 23 18 15 13 11 10 9 8 6 6 5 5
50 104 70 52 42 28 21 17 14 12 10 9 8 7 6 5 5 4
55 98 65 49 39 26 20 16 13 11 10 9 8 7 6 5 4 4
60 92 62 46 37 25 18 15 12 11 9 8 7 6 5 5 4 4
65 88 59 44 35 24 18 14 12 10 9 8 7 6 5 4 4 4
70 85 57 43 34 23 17 14 11 10 9 8 7 6 5 4 4 3

 

*) Геострофический ветер
это условный ветер, каким он был бы, если бы он не терял энергию на “контакт” (трение о поверхность, или волнообразование, что одно и тоже) с поверхностью земли и двигался бы ровно по изобарам).