Как читать Метеокарты (Meteocharts)
:
«Как рождаются прогнозы погоды»
«Какой прогноз погоды выбрать и почему»
★ «Правильные источники прогнозов погоды для яхтсменов»
«Официальный морской прогноз “shipping forecast”»
«Глоссарий терминов морского прогноза погоды (Shipping forecast)»
«Важные прибрежные эффекты, которые прогнозы погоды не замечают»
Метеокарты (Meteocharts) наиболее полный и наглядный формат отображения прогнозов погоды для моряков и яхтсменов в том числе. С помощью метеокарты (meteocharts) возможно наиболее очевидное, понятное и вместе с тем лаконичное отображение основных метеорологических опасностей (в первую очередь фронтов, но не только), осадков, направлений и сил ветра, вообщем, всего того, что происходит на большой площади и как это будет развиваться с учетом взаимного влияния. Все официальные (и не только) метеобюро стран мира выпускают прогнозы в формате метеокарт (meteocharts). Метеокарты (meteocharts) используются для отображения прогнозов погоды, рассчитанных в разных моделях (GFS, IFS/ECMWF, ICON и бесконечного количества других) и для разных высот, уровней давлений и прочих параметров. Для целей мореплавания в основном используются карты приземного давления (surface pressure).
Анализ метеокарт на опаcности
Анализ любого прогноза погоды всегда начинается с даты его выдачи и периода действия. Так же необходимо обратить внимание на часовой пояс, в котором определено время. Он может быть весьма неожиданный.
Фронты
Первое и основное, на что надо автоматически обратить внимание, при анализе любой meteochart – это расположение и направление движения всех фронтов, потому что погодное явление шторм (в отличие от “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) это комбинация нескольких факторов, которая возможна только в области фронта (не так важно фронта какого типа):- Ветер силы 8 и более балов по шкале Бафорта;
- Кратковременные усиления ветра до 2х раз в форме порывов (Gusts) и шквалов(squalls);
- Локальные вихри;
- Высокие, но короткие и хаотичные волны, приходящие как минимум с 2х сторон и волны отраженные от этих волн (confused sea, choppy sea);
- Длительный проливной дождь, возможно с грозой;
- Плохая видимость, возможно очень плохая (visibility poor or very poor) от брызг волн, дождя и сплошной облачности.
Причем, даже если в интересующем регионе прохождение фронта не предвидится, важно оценить нет ли на отдалении фронта, который имеет направление распространения в сторону интересующего региона, от которого свелл (swell), распространяющийся параллельно линии фронта, может придти в интересующий регион, что бы стать опасно-обрушающимся у побережья, заблокировав вход/выход из марин. Свелл особенно опасен на мелководье, в местах, где глубина резко уменьшается.
Депрессии
При анализе фронтов стоит обратить внимание на глубину депрессий (depression, low, cyclone, system), с которыми они связаны. Ниже даны примерные оценки того, что стоит ожидать при прохождении фронта в зависимости от глубины связанной с ним депрессии:
- более 1010mb
- ветер 6-7 баллов, порывы до 35 узлов, дождь. Начинающим яхтсменам не рекомендуется встретить его в море – ничего, кроме стресса они в такой ситуации не найдут.
- 1010 – 1000mb
- ветер 7-8 баллов, порывы до 45 узлов, дождь. Яхтсменам не прошедшим углубленный тренинг не рекомендуется встретить его в море. Для начинающих яхтсменов это уровень сложности, когда они вряд-ли смогут контролировать яхту.
- 1000 – 995mb
- ветер 8-9 баллов, порывы до 50 узлов, сильнейший дождь. Все те, кто не в состоянии одной рукой (другой все время придётся себя держать) с закрытыми глазами (глаза будет заливать волной и они будут слезиться от ветра) укравлять яхтой, включая постановку и съем парусов, в этой ситуации с яхтой не справятся.
- ниже 995mb
- ветер 9+ баллов, порывы до 50+ узлов, сильнейший дождь.Разумное управление яхтой перестает зависеть от возможностей экипажа. Активное выживание для квалифицированных яхтсменов. С управлением плохо будут справляться даже проходящие мимо пароходы, что будет создавать дополнительные опасности.
Прочие опасности
- Границы паковых льдов
- те, кто соберутся в такой регион, должны особо тщательно разобраться как работать с метеокартами, так как, возможно, что это будет единственный источник подобной информации.
- Особо сильные ветра, развивающиеся вне фронтов
- места, где возможны “ветра штормовой силы” (“Gale Force Wind”)) и “ветра ураганной силы” (“Hurricane Force Wind”)) без развития феномена шторма (см. выше “Фронты”) отмечаются на карте отдельными значками.
- Другие опасности
- Так же отмечаются на метеокартах специальными значками.
Определение силы и направления ветра по изобарам
В тех случаях, когда в каком-либо месте ожидается ветер, не очевидный из положения изобар (линий равного давления) на метеокартах, в порядке исключения из общего правила, изображены барбы (Barbs). Но общим правилом является, что силу и направление ветра пользователь метеокарты определяет сам, анализируя изобары и ближайшие к ним центры депрессий и антициклонов (High).
Определение направление ветра
Направление ветра по изобарам определяется достаточно легко: ветер всегда дует вдоль изобар, над водой отклоняясь на 15° (над равниной на 40°) по направлению к изобаре меньшего давления (или еще говорят “к центру ближайшей депрессии” (“Low”)) или от изобары более высокого давления (или еще говорят “от ближайшего антициклона” (“High”)), что одно и тоже.
Определение силы (скорости) ветра с использованием геострофической шкалы (Geostrophic wind scale)
В большинстве случаев метеокарты (meteocharts) выпускаются в наложении на контурную карту земли, которая выполнена в проекции семейства Gnomonic и дополняются геострофической шкалой (Geostrophic wind scale), которая позволяет рассчитывать силу ветра в зависимости от расстояния между ближайшими изобарами именно для этой карты.
Алгоритм определения силы ветра по приложенной к метеокарте геострофической шкале:
- На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
- Отмерьте полученное расстояние от левого края геострофической шкалы, на уровне горизонтальной линии, соответствующей широте интересующего вас места.
- Вертикальная кривая линия, которая будет соответствовать измеренному расстоянию и будет указывать на силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае попадания между линиями – аппроксимируйте значения ветра, между двумя соседними линиями.
- Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.
Определение силы (скорости) ветра на метеокартах, выполненных в меркарторовской проекции, где геострофическая шкала отсутствует
Некоторые метеобюро, например NOAA, выпускают метеокарты наложенными на карту земли в меркаторовской проекции. В этом случае, для определения силы ветра используется универсальная геострофическая таблица.Алгоритм определения силы ветра для карт в меткаторовской проекции:
- На метеокарте измерьте расстояние между двумя соседними изобарами в интересующем вас месте. Используйте для этого циркуль или любой подручный инструмент (хоть вилку).
- Переведите полученное расстояние в градусы широты, используя широтную шкалу карты (так, как это делается при навигации)
- В приложенной таблице выберите колонку, соответствующую измеренному расстоянию в градусах широты и строку, соответствующую, широте интересующего вас места.
- Ячейка, находящаяся на пересечении выбранных столбца и строки, будет содержать силу геострофического ветра (в узлах (kts)). В случае отсутствия нужного столбца или строки – аппроксимируйте имеющиеся.
- Для определения силы приземного ветра уменьшите силу геострофического ветра *) на 15% над водой и на 40% над равниной.
Wind speed (kts) | Расстояние между изобарами в градусах широты | 0.4 | 0.6 | 0.8 | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Широты (°) | 15 | 309 | 206 | 155 | 124 | 82 | 62 | 49 | 41 | 35 | 31 | 27 | 25 | 21 | 18 | 15 | 14 | 12 |
20 | 234 | 156 | 117 | 94 | 62 | 47 | 37 | 31 | 27 | 23 | 21 | 19 | 16 | 13 | 12 | 10 | 9 | |
25 | 189 | 126 | 95 | 76 | 50 | 38 | 30 | 25 | 22 | 19 | 17 | 15 | 13 | 11 | 9 | 8 | 8 | |
30 | 160 | 107 | 80 | 64 | 43 | 32 | 26 | 21 | 18 | 16 | 14 | 13 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | |
35 | 139 | 93 | 70 | 56 | 37 | 28 | 22 | 19 | 16 | 14 | 12 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | 6 | |
40 | 124 | 83 | 62 | 50 | 33 | 25 | 20 | 17 | 14 | 12 | 11 | 10 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | |
45 | 113 | 75 | 57 | 45 | 30 | 23 | 18 | 15 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 6 | 6 | 5 | 5 | |
50 | 104 | 70 | 52 | 42 | 28 | 21 | 17 | 14 | 12 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | |
55 | 98 | 65 | 49 | 39 | 26 | 20 | 16 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | |
60 | 92 | 62 | 46 | 37 | 25 | 18 | 15 | 12 | 11 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
65 | 88 | 59 | 44 | 35 | 24 | 18 | 14 | 12 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
70 | 85 | 57 | 43 | 34 | 23 | 17 | 14 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 |
- *) Геострофический ветер
- это условный ветер, каким он был бы, если бы он не терял энергию на “контакт” (трение о поверхность, или волнообразование, что одно и тоже) с поверхностью земли и двигался бы ровно по изобарам).