Универсальный метод отхода яхты (spring-off)
Задача и главная проблема отхода от понтона на яхте: как плотно прижатую к понтону яхту отвести от понтона, особенно при навальном ветре, понимая, что любое движение вдоль понтона гарантированно приведет к глубоким царапинам и повреждениям борта яхты.
Логично предположить, что до начала движения необходимо:
либо отодвинуть яхту от понтона, что возможно только в случае наличия обеих bow-truster (носовой подрульки) и stern- truster (кормовой подрульки) и в отсутствии заметного прижимного ветра – так отходят большие суда, но на яхтах 2 truster встречается крайне редко и только на очень больших яхтах;
либо отвернуть яхту от понтона, без использования движения яхты (любое движение яхты приведет к тому, что она бортом протрется по понтону и повредит его).
Естественным образом яхта вращается вокруг своего цетра, что для прижатой к понтону яхты не возможно.
Любая попытка отходить отворачивая гарантированно периведет к повреждению задней части борта. Фендеры не помогут, так как выскочат уже в начале движения.
Соответственно, вращать яхту надо вокруг одного из углов яхты со стороны понтона.
Для этого:
- На подвертенный угол со стороны понтона привязываем самый большой, из имеющихся, фендер.
- Убираем все швартовы, кроме spring-line, идущей к этому-же углу.
- Убедиться, что радер/штурвал находится в нейтральном положении и следить за тем, что бы он в таком положении и находился до окончания отхода.
- Включаем двигатель на ход (вперед или реверс так, что бы натягивать оставшийся spring-line. Угол, закрепленный spring-line останется неподвижным, в тоже время противоположный угол (внешний, по отношению к понтону) начнет двигаться, что превратится во вращательное движение вокруг закрепленнго угла.
- После разворота яхты на 40º-60º – изменить направление движения на противоположной и увидеть, что яхта отходит от понтона.
- После начала отхода от понтона убрать spring-line.
Метод spring-off применяется как в варианте bow-spring-off (spring-line удерживает носовой угол) , так и в варианте stern-spring-off (spring-line удерживает кормовой угол), но вариант stern-spring-off работает несоизмеримо лучше за счет большеего разворотного рычага, образуемого между закрепленным углом и противоположным внешим углом.
Метод spring-off работает всегда и нужет практически всегда, за исплючением отхода при отвальном ветре в передную скулу яхты.
Яхтсмены придумали много методов, которые могут помочь отходу в разных специфических ситуациях, но нет метода, который был бы так же прост, эффективен и универсален, как spring-off.