Швартовка яхты Алонгсайд (лагом) реверсом
Задача и главная проблема швартовки алонгсайд (лагом) реверсом: как двигаясь задним ходом без касания вдоль понтона, поставить яхту вплотную к понтону без посторонней помощи. Если сравнивать швартовку яхты с парковкой автомобиля, то швартовка яхты – это как запарковать автомобиль вплотную (до касания) к стене и потом отъехать, не повредив ни стену, ни лакокрасочное покрытие автомобиля.
Метод швартовки яхты алонгсайд реверсом базируется на методе швартовки алонгсайд на движении вперед, который является базовым методом для всех типов швартовок. Основные различия выделены фиолетовым.
Еще до захода в марину подготовьте:
- Швартовые веревки – 2 штуки, каждая в длину примерно в 2/3 яхты;
- Фендеры – по меньшей мере 5 штук.
Обратите внимание, швартовка алонгсайд реверсом требует гораздо меньше условий и проще для исполнения, чем швартовка алонгсайд на движении вперед.
Выбор лучшего направления захода к понтону.
Это самый важный этап: именно на этом этапе определяется будет ли вся швартовка легка и пройдет сама собой, или это будет мучение. Возможно, Швартовка яхты Алонгсайд (лагом) лучшая альтернатива (например, в случае отвального от понтон ветра).
- Если около понтона заметно хоть какое-то течение – выбирайте направление захода “НА течение”.
- Если есть хоть какой-то ветер – выбирайте направление захода “НА ветер” или “ветер НА понтон” (прижимной).
В отличие от швартовки алогсайд (лагом) на движении вперед, при швартовке алонгсайд реверсом направление проп-эффекта ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ!
Хотя ветер ни когда не сдвигает яхту вбок, но разворачивает яхту на месте – при швартовке алонгсайд реверсом навальный ветер приводит именно к прижатию яхты к понтону.
Помните!: течение может быть только вдоль понтона (понтоны всегда устанавливаются только вдоль возможного течения и никогда не поперек), проп-эффекта может быть направлен только в сторону одного из 2х бортов яхты, но ветер в марине может дуть с совершенно произвольно направления. Мысленно разделите направление ветра на составляющие вдоль и поперек понтона и решите задачу, как будто дует одновременно 2 ветра с этих 2х разделенных направлений.
Подготовка яхты к швартовке.
Это самый ответственный этап!!!.
Никогда не начинайте швартовку не полностью подготовленной яхты.
Если вы не уверены как надо готовить яхту к тому месту, на которое вам предстоит вставать – сделайте пробный подход, посмотрите на место, высоту понтона, высоту бортов рядом стоящих яхт, направление ветра и течения на этом месте (оно может отличаться от того, что вы видите в другой части марины), но ни в коем случае не швартуйтесь впопыхах. Отойдите, подготовьтесь и сделайте финальный подход.
- Развесьте фендеры по бортам с учетом высоты того, чего они будут касаться.
- Подготовьте носовую и кормовую веревки: Закрепите один ее конец за клит и протяните вдоль борта до шраудсов, где ее будет держать член команды, который с ней будет сходить на берег.
Идеальное расположение фендоров – между каждым стеншеном, а так же между самым передним стеншеном и пул-питом, а так же между самым задним стеншеном и пущ-питом.
Лучшим фендером надо защитить кормовой угол.
Выбор лучшего угла подхода к понтону.
- В общем случае заходите под углом 30° к понтону.
В случае сильного навального НА понтон ветра увеличьте угол захода до 45° к понтону.
Никогда не заходите к понтону острее, чем 20°.
Движение к выбранному месту.
- Отметьте для себя точку на понтоне и придерживайтесь выбранного направления до последнего момента, до момента выравнивания у понтона (отворота от понтона).
При движении реверсом думайте НЕ о позиции кормы относительно понтона, но о позиции угла кормы!
Постарайтесь избежать интуитивного небольшого отруливания от понтона в процессе приближения к нему. Ваш отворот от понтона должен быть одномоментным и резким.
Контроль скорость движения яхты.
- Поддерживайте оптимальная скорость движения 2-2,5 узла.
При движении НА сильный ветер или НА течение реальная SOG точно будет существенно ниже SPEED (over water). Важна именно SPEED (over water), так как именно она обеспечивает управляемость яхты.
Из двух зол: слишком большая или слишком маленькая скорость – слишком маленькая хуже: яхта окажется неуправляемой.
Ни в коем случая не пытайтесь погасить излишнюю скорость изменением направления работы двигателя: яхта окажется неуправляемой. Уходите и заходите еще раз или приготовьтесь к более резкому торможению, включением двигателя на движение вперед уже при полной остановке.
Выбор правильного момента отворота от понтона, выравнивания и остановки.
Понимание момента отворота – самое сложное в швартовке алонгсайд. Мы рекомендуем отворачивать от понтона на расстоянии на 1-1,5м (кратчайшее расстояние от угла кормы до понтона). На семинаре “Теория швартовок“. более подробно разбирается как безошибочно идентифицировать правильный момент отворота.
- В момент принятия решения рулевой поворачивает штурвал “до упора” от понтона.
- После окончания поворота штурвала рулевой наблюдает, как яхта поворачивает и только после этого останавливает яхту переключением работы двигателя на движение вперед, после чего переводит рычаг управления двигателем в нейтральное положение и возвращает штурвал в среднее положение.
Фиксация яхты к понтону.
- После полной остановки 2 члена экипажа сходят на понтон и быстро привязывают яхту.
В момент, когда яхта уже остановилась она абсолютно неуправляема и ветер и течение могут легко ее сдвинуть, поцарапав при этом о край понтона или даже унести. Поэтому экипаж должен привязать яхты быстро и правильно, учитывая направление ветра и течения. Это наиболее ответственная работа при любой швартовке яхты.
Никогда не используйте двигатель ни для движения вдоль понтона, ни для удержания яхты на месте. Почти всегда это незаметно приводит к повреждению борта яхты.
Никогда не используйте помощь посторонних: во-первых, вы ничего не знаете об их уровне квалификации, даже для совершения простейших действий, во-вторых, они ничего не знают о ваших намерениях, а то, как они делают они сами может сильно отличаться от того, что хотите сделать вы. Слишком часто такая помощь превращается в “медвежью услугу”. При этом, за все отвечать все равно вам, даже если ошибку совершил маринарио!