Швартовка яхты Алонгсайд (лагом)

Задача и главная проблема швартовки алонгсайд (лагом): как двигаясь без касания вдоль понтона, поставить яхту вплотную к понтону без посторонней помощи. Если сравнивать швартовку яхты с парковкой автомобиля, то швартовка яхты – это как запарковать автомобиль вплотную (до касания) к стене и потом отъехать, не повредив ни стену, ни лакокрасочное покрытие автомобиля.

Парусная яхта

Еще до захода в марину подготовьте:

Выбор лучшего направления захода к понтону.

Это самый важный этап: именно на этом этапе определяется будет ли вся швартовка легка и пройдет сама собой, или это будет мучение. Возможно, Швартовка яхты Алонгсайд (лагом) реверсом лучшая альтернатива (например, в случае навального на понтон ветра).

  • Если около понтона заметно хоть какое-то течение – выбирайте направление захода “НА течение”.
  • Если есть хоть какой-то ветер – выбирайте направление захода “НА ветер” или “ветер С понтона” (отжимной).
  • Постарайтесь выбрать направление подхода такое, что бы проп-эффекта, возникающий на реверсе был-бы направлен К понтону.

Помните!: течение может быть только вдоль понтона (понтоны всегда устанавливаются только вдоль возможного течения и никогда не поперек), проп-эффекта может быть направлен только в сторону одного из 2х бортов яхты, но ветер в марине может дуть с совершенно произвольно направления. Мысленно разделите направление ветра на составляющие вдоль и поперек понтона и решите задачу, как будто дует одновременно 2 ветра с этих 2х разделенных направлений.

Сделайте все, чтобы избежать прижимного К понтону ветра: этот ветер, скорее всего, приведет к удару носом яхты о понтон. Помните: прижимной ветер не прижимает, но разворачивает яхту на месте!!!

В реальной ситуации каждое из 3 условий, из описанных выше могут потребовать захода к понтону с разных сторон. Разбору таких противоречий, а так же подробнее про выбор места и метода швартовки посвящена статья “Стратегия швартовок. Часть 2. Теория“.

Подготовка яхты к швартовке.

Это самый ответственный этап!!!.

Никогда не начинайте швартовку не полностью подготовленной яхты.

Если вы не уверены как надо готовить яхту к тому месту, на которое вам предстоит вставать – сделайте пробный подход, посмотрите на место, высоту понтона, высоту бортов рядом стоящих яхт, направление ветра и течения на этом месте (оно может отличаться от того, что вы видите в другой части марины), но ни в коем случае не швартуйтесь впопыхах. Отойдите, подготовьтесь и сделайте финальный подход.

  • Развесьте фендеры по бортам с учетом высоты того, чего они будут касаться.
  • Подготовьте носовую и кормовую веревки: Закрепите один ее конец за клит и протяните вдоль борта до шраудсов, где ее будет держать член команды, который с ней будет сходить на берег.

Идеальное расположение фендоров – между каждым стеншеном, а так же между самым передним стеншеном и пул-питом, а так же между самым задним стеншеном и пущ-питом.

Не забудьте, что лучшим фендером надо защитить именно кормовой угол, а не нос, как думают многие.

Выбор лучшего угла подхода к понтону.

  • В общем случае заходите под углом 45° к понтону.

В случае сильного отжимного ветра С понтона увеличьте угол захода вплоть до 90° к понтону.

В случае преобладания ветра ВДОЛЬ понтона – уменьшите угол захода, но оставьте его не менее 30°.

В любом случае, никогда не заходите к понтону острее, чем 30°.

Движение к выбранному месту.

  • Отметьте для себя точку на понтоне и придерживайтесь выбранного направления до последнего момента, до момента выравнивания у понтона (отворота от понтона).

Постарайтесь избежать интуитивного небольшого отруливания от понтона в процессе приближения к нему. Ваш отворот от понтона должен быть одномоментным и резким.

Контроль скорости движения яхты.

  • Поддерживайте оптимальная скорость движения 2-2,5 узла.

При движении НА сильный ветер или НА течение реальная SOG точно будет существенно ниже SPEED (over water). Важна именно SPEED (over water), так как именно она обеспечивает управляемость яхты. Однако, идеально было бы иметь высокую SPEED (для хорошей управляемости) и низкую SOG (для проведения швартовки в более спокойном режиме) – и это еще одна причина, почему стоит выполнять швартовку НА течение и ветер.

Из двух зол: слишком большая или слишком маленькая скорость – слишком маленькая хуже: яхта окажется неуправляемой.

Ни в коем случая не пытайтесь погасить излишнюю скорость включением реверса: яхта окажется неуправляемой. Уходите и заходите еще раз или приготовьтесь к более резкому торможению, включением реверса уже при полной остановке.

Швартовка алонгсайд

Идеальная швартовка алонгсайд (лагом) с пояснениями с 2х ракурсов (глазами рулевого и взгляд с понтона)

Выбор правильного момента отворота от понтона, выравнивания и остановки.

Понимание момента отворота – самое сложное в швартовке алонгсайд. Мы рекомендуем отворачивать от понтона на расстоянии на 1-1,5м (кратчайшее расстояние точки контакта носа с водой до понтона). На семинаре “Теория швартовок“. более подробно разбирается как безошибочно идентифицировать правильный момент отворота.

  • В момент принятия решения рулевой поворачивает штурвал “до упора” от понтона.
  • Сразу после окончания поворота штурвала рулевой переключает работу двигателя на реверс и ждет полной остановки яхты, после чего переводит рычаг управления двигателем в нейтральное положение и возвращает штурвал в среднее положение.

Помните!: лучше отвернуть чуть позже, чем чуть раньше! Чрезмерно ранний отворот от движения на понтон приведет к удару о понтон кормовым углом (при отвальном С понтона ветре или ВДОЛЬ понтона) и носом (при навальном НА понтон ветре ).

Фиксация яхты к понтону.

  • После полной остановки 2 члена экипажа сходят на понтон и быстро привязывают яхту.

В момент, когда яхта уже остановилась она абсолютно неуправляема и ветер и течение могут легко ее сдвинуть, поцарапав при этом о край понтона или даже унести. Поэтому экипаж должен привязать яхты быстро и правильно, учитывая направление ветра и течения. Это наиболее ответственная работа при любой швартовке яхты.

Никогда не используйте двигатель ни для движения вдоль понтона, ни для удержания непривязанной к понтону яхты на месте. Почти всегда это незаметно приводит к повреждению борта яхты.

Никогда не используйте помощь посторонних: во-первых, вы ничего не знаете об их уровне квалификации, даже для совершения простейших действий, во-вторых, они ничего не знают о ваших намерениях, а то, как они делают они сами может сильно отличаться от того, что хотите сделать вы. Слишком часто такая помощь превращается в “медвежью услугу”. При этом, за все отвечать все равно вам, даже если ошибку совершил маринарио!

Дополнительные видеопримеры

(во всех случаях обращайте внимание на направление ветра)

Идеальная швартовка алонгсайд с пояснениями по шагам с 2х ракурсов (глазами рулевого и взгляд с понтона):

Подробное описание действий рулевого и экипажа на идеально выполненной швартовке алонгсайд.
Видео сделано на Спецтренинге "СуперШвартовка".

Швартовка алонгсайд с комментариями инструктора:

Швартовка alongside выполняет группа студентов курса начального обучения яхтингу (RYA DaySkipper)

Еще одна идеальная швартовка алонгсайд:

Присутствует небольшое встречное течение.
Видео сделано на СпецТренинге в Соленте.
Еще в большей степени и до еще более четкого исполнения различные типы швартовок отрабатываются на Спецтренинге "СуперШвартовка".
А так же подробно обсуждаются на Семинаре "Теория швартовок".

Швартовка алонгсайд с типовой ошибкой (преждевременный отворот):

Одна из основных типовых ошибок швартовки алогсайд – слишком ранний отворот от понтона. На видео показано к чему это приводит.
Видео сделано на СпецТренинге в Соленте.