Путь к RYA Yachtmaster Ocean
«Зачем это всё? Все по GPS прекрасно ходят!» – не то чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно: «А зачем?»
Наверное, у каждого, сколь-нибудь далеко углубившегося в свой путь, есть набор ответов на стандартные «А зачем?». История моих ответов началась осенью 2009 года, когда во время моего второго атлантического перехода – (и первого в роли шкипера) на борту отказало электричество, и, соответственно, вся встроенная электроника, включая большой Реймариновский чартплотер, и мы сидели и считали батарейки к ручному GPS. Тогда все обошлось: и батареек было достаточно, и с бортовым электричеством разобрались. Но внутренний запрос к новым знаниям остался.
Следующий “звоночек” прозвенел через год, во время недели подготовки к сдаче экзамена на Yachtmaster Offshore в Сейлинговой Академии Соединенного Королевства (UKSA): в баре академии, куда мы иногда захаживали вечерком на «пинту», за соседним столиком жизнерадостный вечно улыбающийся кучерявый блондин молодой инструктор (это только потом я узнал, что молодой парень, вечно подбадривавший нас, мандражировавших перед экзаменом – известный яхтсмен Richard Baggett – совсем не молодой Chief Instructor академии) показывал коллегам свежекупленную книгу по подготовке к экзамену Yachtmaster Ocean. Скажем сразу, книга мне не понравилась, но тогда я сделал «стойку» около Рича и попросил полистать. В любом случае, уезжал в тот год я из Англии с подборкой книг по астронавигации.
А потом уже все понеслось само собой: «жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице сказал, что пошел к жене, а сам с учебником» по астронавигации «на чердак». На eBay купил секстант – пластиковый Davis Mark 25. Этим секстантом я пользуюсь до сих пор во всех переходах: всего 1,4 кг пластика вместе с ящиком, идеально для перевозок самолетом, но при этом жесткий и полнофункциональный секстант. Хотя будет своя лодка, куплю металлический – он меньше подвержен микро-деформациям от нагрева. Таблицы (Pub.249 EPOCH 2010.0) и альманах – распечатал из интернета. Оттуда же распечатал таблицы коррекции и американские plotting sheet’ы (мне он понравился больше британского аналога).
Первая практика: блюдце с водой, изображающее, искусственный горизонт – на подоконник. Расчеты по методу Сан-Иллера. Потом блюдце с водой поочередно в гостях у знакомых. Потом блюдце с водой зимой на даче: темно, нет городской засветки, можно по звездам поработать.
Вторая практика: зима, Греция. Понятно, что не зачетные наблюдения, но рука набивается. За 2 недели рука набилась уже вполне, результаты на море кучно стали укладываться в 1-2 мили, а расчеты – занимать 2-3 минуты. Но таблицы и альманах тяжелые, не спасает даже таскание выборочно напечатанных на особо тонкой бумаге страниц.
Подвернулось описание метода Агетона. Понял, для нас чартеристов, таскающихся со всей амуницией по самолетам – это наше все. Вычислений, конечно, поболее, но не сильно, зато таблиц всего 4 листа. И опять, подоконник и блюдце. На это раз уже обоими методами. И так до весны. Весной опять 2 недели практики в Греции, потом в Турции, опять не зачетные, но опять набиваем руку. Уже обоими методами.
Следующая практика повернулась быстро и неожиданно – британский знакомый позвал помочь перегнать его яхту из Гибралтара на северо-восток Англии, через Азоры. Получилось 2 океанских перехода по 10-12 дней: Гибралтар-Азоры и Азоры-Ирлиндия (оба примерно по тысяче миль) плюс пара недель вдоль берегов Ирландии и Шотландии. Гнали втроем.
Яхта длиннокилевая 33″, тайваньской постройки 1981 года. Очень крепкая, хотя и явно не скоростная, но на удивление изумительно продуманная. Новомодного чартплотера на яхте не было. Был простой GPS, выдававший текстовую строку с координатами, видимо, ровесник самой яхты. Коллеги по экипажу поддержали мою заинтересованность провести яхту, пользуясь исключительно традиционными методами навигации. Выключили GPS и договорились, что включим его только в крайнем случае.
Вступив на борт яхты, первое что сделал – провел полный check-in. Казалось бы, при находящемся рядом хозяине, не очень прилично перерывать всю яхту, разматывать «бинты» на ботл-скрю шраудсов, проверять наличие всех шпонок на местах и делать подобные вещи, но, с другой стороны, это все и моя в том числе, безопасность, тем более в океане. Но хозяин, будучи опытным яхтсменом, не то чтобы удивился моему желанию провести полный осмотр яхты, но даже сам всячески способствовал этому процессу.
Входили в пролив Гибралтар при 8-12 узлах восточного ветра. Ближе к Тарифе раздуло до 50 узлов, с порывами до 60 узлов. Наверное, со стороны мы смотрелись очень эффектно: маленькая лодочка на гребнях попутных волн, уж не знаю, сколько метровых, но их высоты хватало, чтобы накрывать встречные контейнеровозы вместе со всеми штабелями контейнеров на палубах. Очевидно, излишним будет упоминать, что ни о какой работе с секстантом и речи быть не могло. Так прошел первый день. К вечеру вышли и стали углубляться в Кадисский залив, и стало заметно спокойнее – ветер упал до почти 30 узлов. Прогноз обещал приход циклона в Кадисский залив с севера вдоль Португалии, поэтому вместо направления строго на запад, взяли на WSW. Следующие 3 дня шли этим курсом.
Начиная с утра второго дня, во время каждой своей вахты стал делать определения местоположения. Первые дни – только по солнцу. Все расчеты делал только обоими методами, что давало, в т.ч. возможность проверять вычисления. Через 4 дня, когда ветер и болтанка поутихли, стал определятся и по звездам: обязательно вечерние или утренние звезды – в зависимости от времени вахты, а пользуясь полной луной, при которой в океане хорошо виден горизонт ночью, и звезды ночью. Естественно, что все звезды брал из таблицы семи лучших звезд (Pub.249 v.1 EPOCH 2010.0).
Неприятной особенностью этого региона северной Атлантики является постоянная облачность. Сплошная или не сплошная, но для того, чтобы сделать измерение, надо ловить момент. Часто приходилось ловить момент, когда хоть что-то проглянет в разрыв облаков, а уж горизонт угадывать почти «на ощупь»: между серостью океана и серостью облаков. Были дни, когда не удавалось сделать наблюдений вообще. Или удавалось сделать одно в разрыве облаков днем, а ко времени второго уже все заволакивало окончательно.
Делали тщательно прокладку на бумажной карте, постоянно корректировали местоположение по измерениям светил. Быстро, с удивлением заметили, что у нашей лодки очень приличный снос: вместе со сносом атлантическим течением (которое здесь направлено строго на юг и составляет порядка 0,5-1 узел) волновым сносом и leeway’ем общий снос яхты доходил до 25°. Результат, надо сказать, сначала удивил и заставил усомниться в расчетах, но потом решили довериться. Как впоследствии оказалось – правильно.
Начиная со второго дня перехода стали получать СМСки на нашу спутниковую Турайу с прогнозами погоды от нашей женской «береговой группы поддержки». Организация передачи прогноза погоды у нас происходила следующим образом: я заранее расчертил карту на квадраты по 1,5°(широта) х 2°(долгота) и пронумеровал их. Во время переходов мы передавали номер квадрата где мы находимся и номер квадрата в который идем, а «береговая группа поддержки» находила эти квадраты в GRIB-файле и передавала нам прогноз на ближайшие часы и несколько следующих суток для этих квадратов, а заодно и расположение и направление движения и скорость ближайших циклонов.
Шли долго. Шторм сменился штилем. Да и направление ветра делало такие «фигуры», что постоянно приходилось отклоняться от генерального курса. Но на протяжении всего 12 дневного перехода пользовались только прокладкой и коррекциями по светилам, которые я делал днем и ночью во время своих вахт. 12 дней вокруг нас не было ничего: только вода и только волны. И еще было много сомнений: “а туда ли мы идем?”. Но решили доиграть до конца. Это было непростое решение, но спасибо коллегам за то, что они его приняли – поверили в меня. Зато, когда на 12-й день, в предрассветный час своей утренней вахты, в строго рассчитанное время прямо по курсу я увидел маяк острова Санта Мария (самого восточного острова Азорского архипелага) вместе с ним пришло и ни с чем несравнимое ощущение победы. Победы собственного разума над океаном.
После непродолжительного отдыха и серии коротких переходов по близлежащим островам засобирались домой, в Англию. Следующий переход до Ирландии мало чем принципиально отличался от предыдущего. Первые дня 4 шли на север, потом «оседлали» южную периферию попутного циклона, идущего на восток и «на нем» благополучно «доехали» до южной Ирландии. Так как первая часть пути у нас была почти строго на север, да и другая часть имела довольно приличную северную составляющую, то определение меридианного пассажа «в лоб» (единственного в астронавигации метода получения абсолютных координат) в таких условиях не годится, так как дает слишком большую погрешность. Так что дошла очередь и до «козыря в рукаве» – до метода коррекции измерений с движущегося объекта по Wilson’у. Шли так же без GPS, только прокладка и коррекция по измерениям по светилам, но достаточно точно, на 10ый день вышли к легендарному Фастнет, от которого продолжили вдоль берега свой путь до Кинсейла. На этом океанская часть перегона закончилась. Впереди были пол-Ирландии, Шотландия, и северо-восточная Англия.
Естественно, после этих практик я чувствовал себя вполне уверенно для сдачи экзамена. Оказия подвернулась через 9 месяцев, а до этого были еще небольшие практики и «блюдца на подоконниках» в разных частях мира. И хотя как квалификационный переход я представлял на экзамене свой другой океанский пассаж, но как предэкзаменационную работу по астронавигации – именно эти 2 перехода.
На экзамене Yachtmaster Ocean экзаменатор RYA ожидает увидеть применение классического метода Сан-Иллера. Методы Агетона и Вилсона выходят за программу RYA, однако очень удобны для практического использования и добавляют приличный слой «икры» на «бутерброд» предэкзаменационной работы.
Теперь, по прошествии времени после успешной сдачи экзамена и нескольких бесед с разными знакомыми и малознакомыми английскими экзаменаторами (а когда вы начинаете плавать в Соленте, вы достаточно быстро обрастаете такими знакомыми) можно сформулировать несколько основных идей экзамена:
Готовясь к экзамену Yachtmaster Ocean многие воспринимают этот экзамен как экзамен на астронавигацию и, немного, на принципы формирования погоды в мире. Но, на деле, это не совсем так. Основное, что хочет увидеть экзаменатор – способность экзаменуемого всесторонне подготовится и совершить длительный океанский переход, не попав при этом в погодную заваруху, например TRS (а если попал, то знать, как действовать), продолжить осмысленное движение при полном отключении всяческой электроники (что в реальной жизни случается не так уж и редко), и способность разобраться с серьезной поломкой. У экзаменатора есть очень ограниченное время, чтобы оценить способности и знания кандидата, а вопросов много. Поэтому и экзаменатору, и экзаменуемому хорошо помогает отчет на 2-4х листа (кто как умеет) о зачетном переходе, написанный в стиле книги-отчета одного из современных кругосветчиков, например Нокс-Дженсона.
За каждой «бумажкой» RYA/MCA Yachtmaster Ocean своя история и каждая имеет свой запах. Это моя история, история моей «бумажки», знаний и опыта.
RYA/MCA Yachtmaster Ocean & RYA Yachtmaster Ocean Instructor
RYA VHF Assessor and examiner
Alexander Guskov