«Морская болезнь» и как ее избежать

seasick1Каждый, кто хоть раз бывал в море на яхте, так или иначе сталкивался с проблемой «морской болезни» или «укачивания», как ее обычно называют в народе. Те же, кто такого опыта еще не имеет, все равно, зачастую оказываются уже заранее напуганы рассказами знакомых и прочитанными историями. Так насколько же эта проблема серьезна, и можно ли как-то с этим бороться? Давайте для начала попытаемся немного понять, что же это за напасть такая «морская болезнь» и откуда она берется.

seasick2

Проблема с “укачиванием” не так-уж “невинна”, как это может показаться с первого взгляда. Казалось бы: ну неприятно, ну потошнит, ну переживу. Но настоящая проблема с укачиванием – это притупление внимания, появление полной апатии, переходящей в глубокую депрессию, безразличие к происходящему вокруг, безволие и как следствие – нежелание реагировать на опасные события. Часто укачанные яхтсмены не только пренебрегают вниманием личной безопасности, но и бросают управлять яхтой вообще. Основное возникающее желание: “выбросьте меня за борт, мне все рано, лишь прекратите мучения”. Поэтому проблема с “укачиванием” серьезная и ее не следует бросать на самотек.  

Покопавшись в интернете вы найдете, что «морская болезнь» (или по английски “seasicking”) возникает как результат попытки мозга решить противоречие между «датчиком горизонта», находящегося у человека в голове и информации о горизонте, приходящей от глаз. И если с однократным «расхождением в показаниях» мозг еще справится как-то может, то от долгой работы по бесконечному разрешению такой конфликтной ситуации (перерасчете показаний от двух источников) ему “плохеет”, и он выдает организму стандартную команду: “очиститься от содержимого” – так часто спасающую при веками привычных отравлениях.

Однако, очевидно, следует добавить еще несколько причин возникновения «морской болезни»:

  • микросотрясения мозга при качке на яхте организм, и в первую очередь мышцы шеи,  напрягаются, чтобы удержать тело в равновесии, отказываясь демпфировать резкие толчки, передаваемые в головной мозг;
  • переедание тяжелой, белковой или жирной пищи, когда желудку требуется расслабиться, для переваривания съеденного, а его постоянно напрягают мышцы живота, пытающиеся, опять же, сбалансировать тело в равновесии;
  • обезвоживание;
  • «холостое» выделение желудочного сока, вызванное «болтанкой» в желудке, воспринимаемой организмом как попадание пищи в желудок;
  • ослабление организма действием алкоголя или недосыпа;
  • повышенное или пониженное кровяное давление, часто опять же являющееся следствием факторов, перечисленных выше.

Разобравшись с ее причинами, нетрудно вывести методологические рекомендации, по предотвращению “морской болезни”:

  • Хорошо высыпаться и быть отдохнувшим до прибытия на яхту (90% успеха).
  • Полностью расслабиться, перестать волноваться по любому поводу, стать на время «пофигистом» (80% успеха).
  • Перестать чувствовать себя «жертвой» моря. Почувствовать себя «тираном» моря (представить себе, что это не море качает вас, а вы “качаете” море и делаете это ровно так, как вам хочется) (80% успеха)
  • Много пить воды в море и до (70% успеха).
  • Не есть тяжелой, белковой или жирной пищи до или во время нахождения в море (70% успеха*). Не случайно у англичан так популярны всевозможные варианты мюслей, фактически каш – углеводы мгновенно расщепляются в желудке и не дают тяжести. А англичане – это нация яхтсменов, так же как русские – нация дачников!
  • Пить и есть продукты, богатые витамином С. «Злоупотреблять» фруктами.
  • Хорошо помогает имбирный чай (Ginger tea) – и для согрева, и для взбадривания и от укачивания (40% успеха).Ginger tea against seasicknes
  • Не употреблять алкоголь (да адекватный шкипер вам и так не позволит это сделать из соображений безопасности) (60% успеха).
  • Находясь в море, постоянно «развлекать» свой желудок чем-нибудь мелким (40% успеха).
  • Не держите в себе то, что просится наружу. Идите навстречу желаниям вашего организма – легко и без жалости освобождайтесь от всего лишнего (100% успеха).
  • Если же чувствуете, что “подкрадывается” – отберите у рулевого штурвал, выключите автопилот и порулите. (работает на 100%) Если же штурвал уже занят другим “страдальцем” – займитесь любой другой работой на палубе

Средства от укачивания:

При выполнении указанных выше рекомендаций, скорее всего, никакие специальные средства от укачивания вам не понадобятся. Если же вы все равно продолжаете бояться, то для снятия психологического напряжения вы можете попробовать одно из следующих средств (в порядке возрастания эффективности):

  • Таблетки от укачивания. Принимаются за 2 часа до моря. Самые популярные – Драмина+, Bonine, Stugeron. Как бы ваши абсолютно новые таблетки не назывались – все они относятся к группе седативных антигистаминных препаратов, т.е. подавляют активность нервной системы и вызывают сонливость и все они делаются на основании одного из 3-х действующих веществ: dimenhydrinate, cinnarizine, betahistine.).
    Таблетки от укачивания  самое широко известное и самое бесполезное средство, хотя, конечно, кому-то они помогают.  Основано на расслаблении вас химическим способом. Однако если вы морально не готовы расслабится – никакая “химия” вам не поможет.

    Побочный эффект – сонливость, заторможенность, и как следствие повышение вероятности получения травмы или выпадания за борт. Не рекомендуется применять для активного яхтенного экипажа, а только для пассажиров яхты, которым после этого рекомендуется запрещать что-либо делать, совать куда-бы то ни было руки, вставать с места, и ходить по палубе в избежании выпадания за борт. 
  • SeaSickness bandЖвачка от укачивания. Например, немецкая SUPERPEP. Неплохо помогает в коротких переходах. Принципы работы аналогичнен таблеткам, но обладает большей эффективностью. Побочный эффект – челюсти болят от постоянного жевания. Заметной сонливость не возникает.
  • Акупунктурные браслеты от укачивания (Sea-Band Wristband). Представляют из себя мягкие, эластичные повязки с пластмассовой «кнопочкой» на каждом. Действуют методом акупрессуры (давления) этой «кнопочкой» на пульс. Надеваются минимум за полчаса до выхода в море и не снимаются до возвращения.
    Эффективность неплохая. Побочных эффектов нет.
  • "Очки" от укачиванияОчки от укачивания. Действуют по принципу создания искусственного горизонта для глаз, с целью синхронизации данных от «датчика горизонта» мозга и видимого глазом горизонта.
  • Пластырь от укачиванияПластырь от укачивания на основе действующего вещества Scopolamin. Пластырь, размером с рублевую монету, клеится за ухо и действует 3 – 5 дней. В Италии свободно продаются под названием Transcop. В Германии, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Англии – под названием Scopoderm (в некоторых странах только по рецепту врача). В некоторых других странах продается под другим названием. В некоторых странах запрещен как наркотикосодержащий (если съесть 70 тыс. пластырей, выложив за это примерно 420 тыс.€, то в некоторых случаях могут наступить галлюцинации, что, конечно, является существенным побочным эффектом 🙂 ).

    Из заметных побочных эффектов – сухость во рту, но проходит сразу же после удалении пластыря. Эффективность – очень высокая.
  • reliefband reliefband v2Новейшее и наиболее эффективное средство – электронный браслет ReliefBand. Являются электронной, усовершенствованной версией акупунктурных браслетов от укачивания. Действуют так же, как и акупунктурные браслеты от укачивания, но не просто надавливают на пульс, с расчетом стабилизировать работу пульса и тем самым “успокоить” организм, но активно воздействуют на него электрическим импульсом, силу которого можно регулировать.

    Первая версия (фото слева) ReliefBand появилась около 20 лет назад и за это время показала себя настолько эффективным средством от укачивания, что компания на этом не остановилась и выпустила усовершенствованную, вторую версию (фото справа) в современном дизайне. 

    По отзывам наших студентов и яхтсменов, которых мы знаем, ReliefBand помогает во всех случаях, хотя и не всегда снимает неприятные ощущения полностью.

    Тема укачивания настолько значимая и ReliefBand настолько хорошо помогает справляться с этой проблемой, что мы провели отдельный анализ его работы, описали в отдельной статье.

В любом случае вам следует помнить 5 вещей:

  1. «Морская болезнь», как правило, проявляется в один из первых дней вашего морского путешествия на яхте (но не обязательно самый первый) и даже, в худшем случае, точно проходит через несколько дней, но редко длится более одного дня.
  2. По статистике 97% людей изначально подвержены укачиванию, но из них 97% достаточно быстро “прикачиваются”, сначала на время путешествия, а со временем, и на всю оставшуюся жизнь. Из тех 3%, которые за всю жизнь так и “не прокачались”  самый известный – адмирал Нельсон. Не тешьте себя иллюзиями, что вам удастся составить ему компанию.
  3. Морскую болезнь легче предотвратить, чем гасить, когда она уже появилась. Поэтому, строгое выполнение рекомендаций по предотвращению «морской болезни» сводит вероятность ее проявления у вас практически к нулю.
  4. Реально и практически гарантированно помогающих средств всего 2: Scopolamin’овый пластырь от укачивания и электронный браслет ReliefBand.
  5. Ни какие средства от укачивания не будут иметь заметной эффективности пока вы не начнете досконально соблюдать методологические рекомендации по предотвращению укачивания

Светлана, 53 года, была уверена, что ее на яхте укачивает всегда и при любых обстоятельствах и ни какие таблетки не помогают, нам написала: 
“У меня было стремительное укачивание в шторм в Черногории. Здесь (в Бискае!!!) такого не было. Здесь если становилось нехорошо, я усиливала мощность [браслета ReliefBand], и помогало. Насколько это психологический момент не могу сказать. Я довольно внушаема. Но в любом случае он помогал. Сильно плохо не было. + важно регулярное ощущение сытости. Макароны буквально «впитываются в кровь» и после обеда прямо лучше. Тоже важно смотреть на горизонт, не в кокпит. Возможно, работало сочетание всего. Кроме всего прочего, такое ощущение, что нарабатывается тренированность и привычка.”

P.S. Автор этой статьи с детства страдал «морской болезнью» до такой степени, что чувствовал симптомы укачивания, даже когда лишь видел, как кто-то качается на качелях. Поэтому за первые годы хождения по морям большинство из перечисленных выше рекомендаций были протестированы на собственном организме. Последние годы тема перестала быть актуальной.  

RYA/MCA Yachtmaster Ocean & RYA Yachtmaster Instructor
RYA VHF Assessor and examiner
Alexander Guskov