fbpx

Man over Board (MOB) – MAYDAY, PAN-PAN или бросаться спасать?

Человек за бортом» (Man over Board или MOB) – ситуация катастрофическая, но, к счастью, не частая. Однако, любой яхтсмен должен быть всегда готов к тому, что за бортом может оказаться его друг, сын, дочь, жена, тёща…. И вопрос стоит – останутся ли они в вашей жизни, или уйдут навсегда…

Man over board

Что такое «Человек за бортом» (Man over Board или MOB)?

В большинстве случаев, оказаться за бортом – означает неминуемую смерть:

  • Выпавший из яхты (MOB) ночью без спасжилета не имеет практически никаких шансов быть найденным в темноте моря, какая бы замечательная погоды бы не была бы. Потери среди таких MOB практически равны 100%.
  • Выпавший (MOB) без спасжилета даже днем, даже в маловетренную погоду имеет очень небольшие шансы, что макушка его головы будет замечена среди волн. Для этого ему понадобится не только много везения, но более определенные условия:
    • на яхте организовано вахтовое наблюдение,
    • не допускается нахождение одного человека в кокпите,
    • отсутствие заметного волнения на море,
    • на море нет бликов от низкого солнца.
  • Но, быть замеченным это еще абсолютно не достаточно для того, что бы быть спасенным: ДАЖЕ, если экипаж яхты быстро заметит выпадение одного из членов команды за борт, ДАЖЕ, если они не потеряют его из виду на одном из этапов маневрирования, ДАЖЕ, если экипаж яхты сможет сделать правильный маневр, как они его сотни раз отрабатывали в яхтшколе, ДАЖЕ, если они смогут подойти достаточно близко и при этом не добить MOB прицельным ударом корпуса яхты ему в голову, ДАЖЕ, если они смогут вовремя выключить двигатель и не затянут MOB под винт, ДАЖЕ, если они смогут изловчиться и поднять потерпевшего в горизонтальном положении, как того требуют инструкции, что бы исключить отлив крови от головы при изменении среды заметно подзамерзшего и шокированного потерпевшего, совершенно не факт, что экипаж сможет достойно провести реанимирующие процедуры, что бы не допустить вторичного утопления спасенного (когда вода, попавшая в разные полости внутри человека при изменении его положения резко попадает в легкие, от чего человек захлебывается мгновенно).
  • Многочисленные «ДАЖЕ», перечисленные выше, практически сводят на нет реальные шансы человека, выпавшего за борт, быть спасенным. Считается, что выпавший за борт БЕЗ спасжилета – труп практически на 100%, в спасжилете – на 70%.
    То есть, в хорошую погоду шанс выжить после падения за борт есть только у тех, кто одет в ПРАВИЛЬНЫЙ спасжилет и то, не более 30%. Не случайно, в комплекте с ПРАВИЛЬНЫМИ спасжилетами всегда идет «safety line» (пристежка), которую надо использовать, а не отстегивать, что бы не мешалась.
  • Но погода не всегда бывает спокойной. И это не только повышает шансы каждого оказаться MOB’ом, но и катастрофически уменьшает шансы быть спасенным. Считается, что оказаться спасенным из воды, будучи в ПРАВИЛЬНОМ спасжилете, при погоде, соответствующей ветру в 6 и более баллам по Бофорту – чудо. Без спасжилета – шансов абсолютно ноль: МОБ задыхается и захлебывается от волн быстрее, чем яхта, даже управляемая самым опытным экипажем в мире успеет сделать разворот и подойти к нему.

Подробнее про спасжилеты и в каких условиях какие спасжилеты ПРАВИЛЬНЫЕ читайте статью “Спасжилет? Зачем?“.

Итого:

  • MOB’а надо спасать как можно быстрее. Долго он не продержится.
  • Вероятность спасти MOB силами даже очень опытного экипажа – не велика, даже в благоприятных условиях.
  • Спасение MOB состоят из 4-х этапов:
    1. Нахождение (сопровождение) MOB в море;
    2. Подход к MOB на яхте, достаточно близко, что бы установить с ним физический контакт, но, при этом, не убить ударом яхты;
    3. Поднятие MOB в горизонтальном положении;
    4. Реанимация MOB (освобождение от воды внутренних органов), даже если спасенному кажется, что он чувствует себя прекрасно.
  • Вызов спасателей небыстр, и подробно описан в статье “По ту сторону VHF“.
  • Ожидание спасателей может существенно затянуться.

Вызывать ли спасателей в ситуации MOB?

Хотя юридически, директивного указания IMO на это и не существует, Coast Guard’ами все стран настоятельно рекомендуется, а в некоторых закреплено законодательно, что при возникновении ситуации MOB следует в обязательном порядке делать вызов спасателям, и вот почему:

  1. Ситуация «Человек за бортом» (MOB) – ситуация, которая однозначно и неминуемо угрожает жизни человека и по определению попадает под понятие «бедствие».
  2. Вся ответственность за жизнь и здоровье каждого члена экипажа и пассажира лежит на шкипере яхты. Даже, если экипаж яхты это компания друзей – в любом случае, один из них зарегистрирован шкипером, либо фактически выполнял обязанности шкипера, что легко впоследствии устанавливается следственными органами.
  3. Совершенно неизвестно, сможет ли экипаж яхты, в текущих условиях и находясь в стрессе от волнения, самостоятельно спасти выпавшего за борт и провести все необходимые реанимационные процедуры, так, что бы не добить спасаемого.  Однако, вызов спасателей – это переложение ответственности за спасение на профессионалов. Считается, что экипаж, вызвавший спасателей уже сделал минимально-обязательные процедуры и в случае трагического исхода вины за непредпринятие необходимых действий (говоря языком уголовного кодекса – «оставление человека в беде») на шкипере нет.
  4. Возможно, что экипаж, попробовав вытащить потерпевшего самостоятельно, поймет тщетность своих попыток и примет решение вызывать спасателей. Но время будет упущено уже катастрофически много.
  5. Возможно, что экипаж даже сможет сам удачно вытащить потерпевшего из воды. Но, никто не застрахован, что спасенный окажется в плохом состоянии и ему не потребуется немедленная и серьезная медицинская помощь. Однако, если начитать вызывать профессиональных спасателей лишь в тот момент – время может оказаться упущено абсолютно.

Поэтому:

Хотя юридически принятие решение о вызове или не вызове спасателей является прерогативой шкипера, морские власти всех стран настоятельно рекомендуют при возникновении ситуации «Человек за бортом» (MOB) первым делом делать вызов спасателей, и только после этого принимать решение о самостоятельном спасении потерпевшего. Это снимет со шкипера и уголовную и моральную ответственность за возможный трагический исход ситуации и сэкономит время на прибытие спасателей, если их помощь окажется необходимой на каком-либо этапе спасения.

Таким образом, делать вызов Coast Guard’у при МОБ – это практически жесткое правило, закон де-факто, хотя и не во всех странах де-юре.

Как вызывать спасателей? MAYDAY или PAN-PAN?

Существуют 4 типа вызовов по морской рации:

  1. Обычные рутинные персональные вызовы, например вызов марины или другого судна. Такие вызовы при голосовом вызове идентифицируются позывным вызываемого абонента.
  2. Safety бродкасты (при голосовом вызове идентифицируются позывным SECURITE-SECURITE) – информационные рассылки, например о погоде или других происшествиях на море, о которых следует знать всем.
  3. Urgency (при голосовом вызове идентифицируются позывным PAN-PAN) – обычные вызовы, адресуемые всем, кто может слышать, но не обязан реагировать, либо важные вызовы, если указан конкретный абонент.
  4. Distress (при голосовом вызове идентифицируются позывным MAYDAY) – вызовы в любых ситуациях, когда человеку угрожает неминуемая смертельная опасность.

Distress вызов, как и вызов типа Urgency, адресуется всем, но, имеет особенность: у этого сообщения есть основной получатель – Coast Guard, а успешная передача Distress вызова Coast Guard’у означает передача ему ответственности за организацию спасения. При этом, принятие решения направлять ли к вам команду спасателей – остается прерогативой Coast Guard’а.

Очевидно, что единственным правильным вызовом в ситуации «Человек за бортом» (Man over Board или MOB) – вызов типа Distress: цифровой вызов с использованием DSC и голосовой вызов с идентификатором MAYDAY. Вызовы обязательно должны быть отправлены как минимум 2 способами, о чем подробно описано в статье “По ту сторону VHF“.

Так же допустимо активировать PLB или судовой EPIRB.

Что произойдет, если после вызова спасателей экипаж яхты сам спасет потерпевшего и его состояние не будет требовать реанимации?

Это нормальная ситуация, когда экипаж яхты сам справился со своими проблемами и потребность в спасателях отпала уже после их вызова. В этом случае шкипер должен произвести вызов MAYDAY CANCEL.

Хорошей морской практикой, закрепленной в резолюциях IMO диктуется, что опасность следует оценивать как более существенную, чем это может показаться с первого взгляда.

В соответствии с этим, оценка шкипером опасности выше, чем она оказалась НЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ НА ПОМОЩЬ, закрепленной в SOLAS и ни в каких случаях санкции за Disress вызов не последуют.

Учебные программы по работе с морским радиооборудованием и системой GMDSS

Описанное в этой статье - лишь маленький фрагмент того, что должен знать и шкипер и член команды, на которого возложена ответственность помогать шкиперу, быть яхтенным радиооператором

Очевидно, что рация на яхте - это не игрушка для "бесплатной" связи с друзьями или маринами, но, в первую очередь, средства вызова спасения, когда это, не дай бог, понадобится. Но лишь умения работать с рацией абсолютно недостаточно. Необходимо понимать структуру и правила функционирования всей GMDSS. Только в этом случае "игрушка" рация превращается мощный инструмент морской коммуникации как в экстренных, так и в рутинных ситуациях.

Очевидно, что вызов CoastGuard'а - процесс не быстрый.
Поэтому, рекомендуется иметь на борту по меньшей мере еще одного члена экипажа, помимо шкипера, подготовленного по программе GMDSS SRC и именно по программе GMDSS SRC, а не по упраздненной ITU еще в 2002 году программе "оператор VHF".

Семинар для тех, кто хочет наслаждаться в море и иметь больше шансов вернуться живым и невредимым, вне зависимости от того, каким "замечательным" не окажется на поверку "самый лучший" шкипер.

Как уследить за появлением новых статей, дат курсов и других новостей?
Подпишитесь на наш канал в Telegram и не забывайте читать!