Отчет о прошедшем оффшорном тренинге в Северной Бретони в Сентябре 2017

27 августа по 10 сентября прошел наш очередной Оффшорный тренинг в Северо-западной Франции (Северная Бретань), 3ий в нашей практике в этом регионе. Этот тренинг проходил на яхте Feeling 44, основной особенностью которой является поднимающийся киль. Мы стартовали из St-Quay-Portrieux, дошли до Ouessand и Brest, и вернулись в St-Quay-Portrieux. За это время мы:

  • прошли 426 миль в одной из самых сильных приливных зон мира,
  • провели 6 ночных часов в море, в условиях сложной навигации среди скал,
  • сделали 14 переходов. в т.ч. один более 75nm,
  • стояли в 8 маринах, 1 раз на якоре, 5 раз на муринге, из них 2 раза на расчетной мели.

Смысл оффшорного или навигационного тренинга

– дать возможность студентам на практике применить теоретические знания о приливной навигации, расчетах приливов, течений, отработать составление планов переходов, попробовать все сделать самим, будучи при этом в безопасности – подстрахованным инструктором. Так что основная задача инструктора не вмешиваться до тех пор, пока ситуация не станет критической, но быть всегда готовым ответить на любой вопрос. Собственно, что мы 2 недели и с разным успехом делали.

В программе оффшорного и навигационного тренинга значилось:

Планируемый регион проведения оффшорного и навигационного тренинга достаточно четко отмечена на карте (1ый слайд на странице тренинга). Конкретный маршрут — как всегда, по погоде. Для примера — это первый раз из 3х проведенных тренингов в этом регионе, когда мы достигли Бреста. В 2х других случаях погода так и не позволила нам это сделать.

Однако, любое морское путешествие – это не только морская часть, но и дорога туда и назад, в случае Бретони – более чем не короткая, т.ч. возможность расширить собственное путешествие была у каждого. .

Цитата: «Программа тренинга (по желанию):

  • ежедневное решение текущих задач приливной навигации: расчет течений и уровней приливов;
  • ежедневное составление планов переходов;
  • настройка парусов (яхта Feeling 44 достаточно темпераментная и чувствительная к настройкам парусов);
  • настройка киля под разные ветра (да, эта лодка это позволяет!, и это не шверт!);
  • швартовки в условиях сильных течений»

Оффшорный и навигационный тренинг как путешествие

Вообще говоря, это один из очень немногих наших тренингов, который проецируется или как путешествие или как тренинг для желающих, что, собственно и отражено в подзаголовке:
«Оффшорный тренинг и путешествие по стране рифов, маяков, устриц, вина.
В комплекте удовольствий: навигационный и парусный тренинги и экскурсионинг и гастрономический круиз.»

Тренинг по желанию! В отличие от других наших тренингов, где покупая место вы подписываетесь на обязательное участие в учебном процессе, а так же на то, что на тренинг вы должны приехать подготовленными, на этом тренинге/путешествии вы вполне можете просто путешествовать. Хотя лично мне интереснее учить, чем просто катать.

В программе этого курса нет специальных упражнений по управлению яхтой или парусами. Поэтому, он вполне подходит как первое яхтенное путешествие для новичков, которым мы рекомендуем его как введение в яхтинг: тем, кто заинтересован, но ни когда на яхте не был интересно посмотреть на яхтинг изнутри, принять посильное участие, оценить свой интерес к яхтингу, и возможно, при хорошей теоретической подготовке, выполнить навигационную часть программы одного из курсов RYA. И хотя этот курс не заканчивается выдачей сертификатов, однако выполненная программа по навигации может существенно облегчить последующее прохождение курса RYA.

В любом случае, принудительно ни кто ни кого не учит, но создают условия, что и написано в «Правила проведения обучения»:

Тактика проведения оффшорного и навигационного тренинга

  • 14 дней/6 человек = 2+ перехода на человека. Т.е. каждый студент выступает в роли навигатора 2 раза, кто-то 3. Остальные могут делать альтернативные планы, но в любом случае поощряется постоянная работа с картами (на борту было очень много и английских и французских), с альманахами (на борту был французский и английский), с Water Pilot Books (на борту было много и английских и французских). Все они постоянно использовались.
  • Все свободное время инструктор готов отвечать на вопросы. Помогать разбираться. НО! Лекции – это для теоретических занятий. И при выполнении «домашнего задания» ни кто рядом не сидит! Сами! Готовились!
  • Допускается применение любых методов расчетов, их много. Но результат инструктор проверяет по факту: когда качественно, когда точно – в зависимости от ситуации. Методы расчета всегда можно обсудить, что и делалось.

Подготовка к оффшорному и навигационному тренингу

Все студенты, от момента оплаты до времени начала тренинга получали информационные письма и письма с рекомендациями: как готовится, как собираться, как одеваться. За 3 месяца до начала тренинга была разослана подробная инструкция на 3 листа как добираться, где и когда встречается, где стоит лодка, с картами, схемами, расписаниями автобусов и поездов — стандартная инструкция для всех наших тренингов.

Для лучшего информирования студентов была создана группа в FaceBook. Жаль только, что некоторые студенты потерли из нее свои посты.

Фактическое выполнение программы оффшорного и навигационного тренинга

1) Ежедневно каждый день кто-то составлял план перехода. Всего студентами было составлено 13 планов и один план был составлен инструктором. Расписание следующих навигаторов объявлялось дня за 2-3, что бы каждый мог подготовится заблаговременно. (первый переход был объявлен за 3 недели и студент был снабжен всей необходимой литературой). Навигатор дня выбирается инструктором исходя из сложности следующего участка и моего понимания готовности каждого. Однако, к сожалению, подготовка в основном происходила в последний момент, т.к. все время вне движения было занято ресторанами и дегустацией вина, что ставило крест на возможности обсуждения составленного плана.

Естественно, что инструктор всегда имеет четкое представление о районе плаванья, и собственный вариант плана (включая течения и приливы, естественно), на случай, если не все пойдет совсем не так, но вмешиваться предпочитает  в основном методом наводящих вопросов в рамках плана, разработанного студентом, что бы натолкнуть студента на правильное решение. Идеально – если удается в решении задачи задействовать всех, сделав так, что как бы они сами нашли решения. Очевидно, что подсказать правильное решение или сделать все самому – это слишком просто для инструктора и не очень ценно для студента.

2) На оффшорных тренингах, тем более по Северной Бретони расчет течений и высот приливов делается не только во время составления плана перехода, но и многократно в течении перехода, да и не только перехода, но и на стоянках. Поэтому недостатка в задачах для расчета не бывает. Хотя, опять же ни кто ни кого не принуждает!

3) Настройка киля. Яхта Feeling 44 имеет swing keel, у которого 2 фиксированных положения: опущенный и сложенный (поднятый). При движении под парусами на upwind киль, очевидно, должен быть опущен. При движении downwind – подьем киля дает небольшой выигрыш в скорости. Более интересно движение яхты под мотором при маневрировании при поднятом и опущенном киле. Все это было опробовано в течении тренинга.

2 раза мы стояли на мели: садились и вставали в точно рассчитанное время. Несколько раз поднимали киль, что бы проскочить над баром или силом. Общее количество подьемов и опусканий киля – практически каждый день. Иногда по несколько раз в день. Все действия сопровождались объяснениями и совместными расчетами.
Промежуточные положения киля нефиксированны и являются, по сути недоподнятыми и не имеют практического смысла.

4) Настройка парусов. В связи с особенностями киля, естественно, что конструкторы заложились на ситуацию движения upwind с поднятым килем (как ошибку управления яхтой, которая не должна привести к критическим последствиям). Для предотвращения переворачивания яхты они существенно уменьшили площадь парусов: высота мачты у 44 футовой лодки как у 38 футовой, при этом вес как у 44 футовой. Очевидно, это не самая быстрая яхта, не то, что для своего размера, но даже и для 34 футов.  Однако, все это делает яхту очень чувствительной к настройке: можно немного менять параметры настройки и видеть как существенно меняется скорость. Тем более, что на яхте прекрасный кевларовый мейн.

Указанные 2 недели были не очень ветреными, но 2 дня удалось отвести чисто на парусные тренировки.

6) Швартовки. В основном все швартовки проходили в условиях достаточно сильных течений. В экипаже был лишь один человек прошедший общий курс обучения, а так же спецкурс по швартовкам, который и выполнял основную массу швартовок, хотя результатами и он нас не порадовал. Остальным было предложено выслушать лекцию о теории швартовок и после этого закрепить это на практике. Но на лекцию собрать желающих так и не удалось, хотя на словах желающими были все, поэтому и практику пришлось отменить. В порядке эксперимента двое неподготовленных студента были допущены до выполнения швартовок под особо пристальным контролем, но как и ожидалось, результат носил случайный характер..
Все, кто проходил у меня обучение знают, что я достаточно толерантен к ошибкам студентов при отработке различных упражнений. Есть 2 ситуации, когда я забираю руль: когда студент сделал ошибку, усугубил ее и очевидно, что сам он ее уже не исправит и когда студент принципиально пытается сделать не правильно. В случаях, когда я вижу, что студент не справился с однотипным, но более легким заданием до более сложного я его не допускаю.

Развлекательная программа

Организация развлекательной программы, выходящей за рамки: «пришли в марину — добежали до ближайшего ресторана, съели устриц, мидий, крабов — вернулись делать план перехода на завтра»  не входит ни в один наш курс, но студентам не возбраняется организовывать ее самостоятельно, без ущерба для учебного процесса. Инструктор точно не является специалистом по поиску и выбору лучших ресторанов, но точно известно, что ни одного Мишленовского ресторана на побережье Бретони нет.

Однако дополнить морскую часть путешествия или тренинга (у кого как) сухопутными экскурсиями по замкам и выбранным ресторанам до и после тренинга вполне возможно, и все возможности для этого имеются на месте.

Швартовка

Тренинг "СуперШвартовка":

швартовки и маневры во всех условиях.

20 - 27 Января 2018

Канары (Тенерифе)

...

"Это дешевле, чем терять депозит!"

 Яхтенная теория в Москве и Санкт-Петербурге

Яхтенная теория:

11, 18, 25 февраля, 4, 11 марта 2018

Москва

GMDSS SRC (VHF). Курс яхтенного радиооператора GMDSS SRC (VHF) в Москве - для шкиперов и их помощников

Курс
яхтенного радиооператора
GMDSS SRC

- для шкиперов и их помощников

18 и 19 марта 2018 (2 дня)

Москва

Семинары по теории швартовок

СЕМИНАР 
по теории ШВАРТОВОК

16 Февраля 2018 (с 19:30 до 22:30)

Для получения приглашения
необходимо записаться