Яхтенные документы — кому, когда, почем

Иногда случается так, что в море к вам подходит небольшой железный корабль серого цвета, с 2мя косыми полосками красного и синих цветов, на котором написано «Coast Guard» или «Border Force«, или «Police» или еще что-нибудь солидное и возвышаясь над вами спускают вам сачок с вежливой или не очень просьбой положить туда документы. Итогда этот железный корабль зеленый и на нем написано «Guardia Civil«, но тогда просьба вежливостью точно не отличается. И кладете вы туда все, что попросили и добавляете еще немного от себя на всякий случай. И радуетесь, когда сачок спускается назад, с той же пачкой документов, даже если и с листком штрафа за «не правильные документы» или «не хватает документов». Хуже если вместо «сачка» назад спускается команда следовать за ними в ближайший порт для выяснения вопросов с документами.

Кто проверит яхтенные документы в море

Так какие же документы могут с вас попросить? Понятно, что паспорта или ID-карточки каждого из присутствующих, возможно медстраховки — в общем полный туристический вариант документов.

А какие яхтенные документы их могут заинтересовать и с какой вероятностью? И что будет за их отсутствие или “неправильность”, с точки зрения проверяющих органов?

Все возможные документы перечислить сложно, или даже не возможно — ведь их список сильно разнится от страны к стране. Времена, когда наши яхтсмены считали, что это только в России так любят проверять документы и придираться к ним давно прошли. А уж в этом году, наверное, многие европейские страны в вопросе активности морских пограничных и полицейских сил далеко оставили Россию позади.

Если очень кратко и схематично, то есть несколько базовых аксиом по яхтным документам:

1) Высший приоритетвсе документы связанные с радиопередающей аппаратурой и персоной ее использующей. Т.е. сертификат регистрации радиооборудования и радиолицензия на того, кто будет ее использовать. (Т.е. все, как будто на дворе 41 год — и за этим следит ITU). Радио тема — она над-яхтенная и даже над-морская. Поэтому, морские власти вмешиваются в нее редко, но больно. Использование радиооборудование — обязательно (т.е. сказать, мы не используем — нельзя). Спрашивают редко, но санкции могут быть серьезные: штрафы, конфискации, запреты на выход и т.п.

2) Следующий приоритет — «ОСАГО». Ее как правило проверяют в каждом порту и каждый раз. Поэтому, хотя за ее отсутствие и могут быть серьезные штрафы и запреты на выход (но не конфискации), но об этом все знают и всегда ее имеют.

3) Еще следующий приоритет — регистрационные документы на яхту. Во многих странах у многих лодок их в принципе нет и быть не должно. Как правило их спрашивают у лодок с иностранным флагом (т.е при заплыве за-границу станы регистрации лодки) и в Средиземке (как в заметно криминализированном месте). Хотя сечас его стали спрашивать заметно чаще. Но, даже если регистрационного свидетельства у вас с собой нет — вас вряд ли оштрафуют — либо сами позвонят владельцу, либо попросят вас съездить и привезти. В тех случаях, когда по законам страны вашей резиденции регистрировать яхту не требуется — роль регистрационного документа выполняет купчая и документ, подтверждающий оплату.

4) К группе документов самого низкого приоритета, причем в зависимости от страны, условий эксплуатации яхты (частная, арендованная, т.е. коммерческая) относятся:

4.1) — сертификат шкипера. Тут единых требований совсем нет: Формально в Европе должны удовлетворяться ICC. Власти некоторых стран любят упирать на необходимость национального, но фактически удовлетворяются любым им понятным.

4.2) Сертификат поверки спасжилетов — как правило требование к коммерческим (т.е. чартерным) яхтам. Но в некоторых странах, например Ирландии — ко всем.

4.3) Сертификат поверки спасплота — см. выше

4.4) Сертификат поверки газового оборудования — как правило требование к коммерческим (т.е. чартерным) яхтам.

Естественно, что документы всегда национальные. Они не бывают не-национальные — госорган какой-то страны документ-то выдавал!

Все документы могут быть выданы много кем. Единственное требование -эти документы должны соответствовать определенным требованиям на документы. Например:

  1. Сертификат регистрации радиооборудования яхты может быть выдан только той страной, в которой яхта зарегистрирована (т.е. на яхту под Гвинейским флагом в России или в панаме радиооборудование ни кто не зарегистрирует. Только, опять же, в Гвинее.
  2. Сертификат радиооператора — любой, лишь бы от соответствовал требованиям ITU — как головной организации в мире (при ООН) по надзору за радиочастотами. И это должно быть очевидно, глядя на сертификат.
  3. Страховка — от любой страховой компании, имеющей аккредитацию в этой стране или в стране регистрации яхты. Или это серьезная страховая компания, которая всем понятна и к которой вопросов нет. Не со всеми страховыки компаниями, например, из Гвинеи, понятно как иметь дело и на сколько они надежны.
  4. Сертификаты на спасжилеты, спасплот, газовое оборудование — от любой сертифицированной конторы этой страны, или той страны, где вы стояли в то время (и можете доказать хотя бы чеком из марины). и. т.д.

Чем же объясняется такой интерес властей к радио?

Причин много. Во-первых — это требование вышестоящей организации — международной организации по радиочастотам — ITU (International Telecommunication Union). Эта организация действует под эгидой ООН, так что от выполнения требований не отвертишься.

Во-вторых, все цифровое радиооборудование ( VHF, MF/HF — теперь исключительно цифровые, за исключением переносных VHF, а так же EPIRB, PLB) — регистрируют, что бы быстрее и легче идентифицировать вас, если вы с вами что случится.

В третьих, VHF,MF/HF, Radar, AIS — регистрируют, что бы понимать кто пользуется мощным радиоизлучающим оборудованием и какие у него допуски. Да уж что тут говорить — разрешения на использование мобильных телефонов отменили только спустя несколько лет объяснений, что он и так зарегистрирован и сертификат вставлен во-внутрь (СИМ-карта или прошит в аппарате, но в любом случае владелец всегда известен).

Кстати, SART — не регистрируют по причине его слабомощности.

Необходимо понимать, что невзирая на то — на своей ли вы яхте или на чартерной, вы можете быть подвергнуты полной проверке в любой момент и любыми полицейскими силами, коих теперь в каждой стране развилось немерено, и заняться им совершенно нечем, а ловить бомжей совсем не хочется.

Да, и, кстати, находясь на чартерной яхте вы являетесь представителем ее хозяина!
Вы капитан! Вы Master!