Стратегия швартовок. Часть 4. Основные выводы

Оглавление статьи:

Основные выводы

1. Из таблиц примеров видно, что именно выбор правильного швартовочного места, метода и направления подхода к нему являются основой для удачной швартовки, а не отработка правильных движений рулем и рукояткой управления двигателем, как это часто пытаются преподнести некоторые авторы.

2. Каждый раз, выбирая место швартовки, шкипер должен быстро в уме подсчитать рейтинги каждого возможного места швартовки, как это показано выше и выбрать тот вариант, у которого рассчитанный рейтинг оказывается выше.

3. Обратите внимание, что швартовка яхты, у которой вовсе нет проп-эффекта, в полностью безветренную погоду, в условиях отсутствия течения, т.е. швартовка в условиях с рейтингом 0 – далеко не самое легкое занятие, так как никакие внешние силы не приходят на помощь шкиперу, которому все приходится делать самому (но и не мешают).

4. Остановка и смена направления движения во время выполнения маневра захода на швартовку практически всегда усложняют швартовку.

5. При выборе места швартовки на основании расчетного рейтинга следует учитывать и необходимость и последующего отхода. Рейтинг сложность последующего отхода рассчитывается аналогично рейтингу сложности швартовки и производится на основании прогнозных данных по ветру и течению на планируемое время отхода.

Что делать если …

… маринарио назначает вам для швартовки место, которое, как вы рассчитали, для вас слишком сложное?

  • Ни в коем случае не пытаться на него швартоваться. Все равно ни чего хорошего из этого не получится. Исключений не бывает.
  • Связаться с ним по VHF или криком и объяснить, что вы не достаточно квалифицированны для указываемого места, что это место слишком сложное для вас. Наотрез отказываться швартоваться в такое место. Помните – ваш расчет первичен, мнение маринарио – вторично.
  • У маринарио, как правило, всегда есть запасные вариант. Если он поймет, что вы упорно стоите на своем – он их вам предложит. Но скорее всего он выйдет на своей лодочке и поможет вам встать на назначенное место. У маринарио всегда есть достаточное количество методов, как зашвартовать вас безопасно, но не всегда есть желание ими пользоваться.
  • Как вариант, вы можете встать на любое свободное место, которое вам покажется удобным и потом, уже стоя на берегу, неспешно провести с маринарио беседу.

Ну а если попробовать? Швартовка на место, к сложности которого вы не готовы – практически гарантированно означает аварию. Вам это надо?

… маринарио или сосед по марине хочет вам помочь швартоваться? Воспользоваться ли помощью?

Нет и однозначно нет! На судне шкипер вы, и вам не нужны ни советы, которые вы даже не успеете переварить, ни бесконтрольная помощь. Вам нужна команда, четко выполняющая ваши распоряжения по заранее оговоренному плану, а не «ковбои» с собственным мнением. Да и много ли вы знаете о собственной квалификации ваших советчиков и помощников? Поэтому, швартовка – это дело только шкипера и его команды. Даже, если команда состоит лишь из него одного.

… во время швартовки что-то пошло не так?

Процесс выполнения любого маневра делится на начальный этап, когда еще можно отказаться от выполнения маневра, уйти и когда уйти уже нельзя, а есть только вариант – вперед. Задача планирования маневра – сделать так, чтобы первый этап, на котором от маневра отказаться можно, занимал  максимальную часть всего маневра, а второй, невозвратная его часть – минимальную.

Так что основная рекомендация на случай, если что-то пошло не так – уходить на вторую попытку, если такая возможность есть. Если нет – проблему как правило решает увеличение тяги двигателя. Так что «газуйте» безбоязненно, но сильно, резко, и кратко!

Каким уровням сложности швартовок учат на курсах обучения яхтингу RYA разных уровней

Как видно из примеров расчетов рейтингов сложности швартовок, их сложность в гораздо большей степени зависит от сложности внешних условий (ветер, течение, проп-эффект, остановки), чем от типа швартовки (алонгсайд, кормой, носом и т.д.).

Когда Британская Королевская Яхтенная Ассоциация (RYA) в 1972 году разрабатывала современную 3х ступенчатую систему обучения яхтсменов-любителей, ныне скопированную большинством альтернативных систем обучения яхтсменов, именно разница в подходах и методах, применяемых при различных уровнях внешних воздействий (различных сложностях внешних факторов) и было положено в основу разделения обучения яхтингу на уровни. Ниже приводится примерная таблица обучения швартовкам различной сложности на разных уровнях и курсах обучения яхтингу:

Курсы обучения яхтингу в системе RYA: RYA Day Skipper RYA Coastal Skipper  RYA Yachtmaster Coastal RYA Yachtmaster Offshore
Примерные уровни рейтингов сложности, к которым реально готовы яхтсмены, прошедших обучение или квалифицированные на каждом уровне: > 0 ≥ (- 1) ≥ (- 1,5) ≥ (- 3)

Из таблице выше легко заметить, что швартовки с положительными рейтингами достаточно простые, и легко осваиваются на курсе начального обучения яхтингу RYA Day Skipper. Швартовки в условиях отсутствия ветра, течения и проп-эффекта (рейтинг равен 0) уже имеют заметную сложность, но также доступны для выполнения начинающим шкиперам. Однако, готовность выполнять швартовки при каждом следующем отрицательном балле рейтинга даются большим трудом и длительными тренировками при полном понимании теории швартовок. Поэтому, длительные тренировки швартовок в заметно усложненных условиях на курсе обучения яхтингу для совершенствующихся RYA Coastal Skipper лишь немного продвигают способности шкиперов в этом направлении.

На каких яхтенных курсах можно освоить сложные и специфические виды швартовок

К сожалению, в программах курсов обучения яхтингу RYA, как и во всех стандартных курсах обучения яхтингу заложены лишь самые базовые типы швартовок, используемые в той местности, где происходит обучение яхтингу. Это понятно – никакая  программа не может быть резиновой. Также, обычно, инструкторы берегут яхты и не дают студентам выполнять швартовки самостоятельно в сложных условиях. Таким образом, очевидно, что стандартные курсы обучения яхтингу не дают необходимой шкиперам подготовки по швартовкам. Для решения этой задачи ForceSail подготовила целый ряд СпецТренингов, включая Спецтренинг исключительно по швартовкам – “СуперШвартовка“.

В таблице ниже приведены основные типы швартовок, основные условия и указаны курсы, на которых производится обучение каждому варианту швартовки:

  С незначительным течением Ветер любой
Боковой ветер По ветру Против течения По течению
Рейтинг сложности швартовки +1 … +2 +1 -1 -1 … -2 +1 … +2 -1 -1 … -3
На моторе,
с командой
Alongside Вдоль понтона RYA Day Skipper RYA Coastal Skipper
или
СуперШвартовка>
Спецтренинг в Соленте
или
Оффшорные тренинги
 
Stern-to Кормой к понтону с фингером (пальцем)
Bow-to Носом к понтону с фингером (пальцем) СуперШвартовка
Mediterranean style Кормой к понтону или стене с растяжкой носа на якоре  
На моторе,
в одиночку
Alongside Вдоль понтона СуперШвартовка  
Stern-to Кормой к понтону с фингером (пальцем) СуперШвартовка    
Под парусом Alongside Вдоль понтона СуперШвартовка    
  • Серым заштрихованы ячейки, соответствующие таким условиям в которых швартовка либо невозможна, либо крайне не рекомендуется.
  • Звездочками () отмечены условия, регулярная тренировка в которых пока не производится ни на одном курсе, но иногда может быть произведена на курсе Спецтренинге в Соленте.

Таким образом, в программе курса «СуперШвартовка»:

  • Маневрирования в узких местах марины.
  • Швартовка алонгсайд (alongside), в том числе в усложненных условиях (при навальном ветре и по ветру).
  • Швартовка кормой (stern-to), в том числе в усложненных условиях (при навальном ветре и по ветру).
  • Швартовка носом (bow-to) – во всех ветровых условиях.
  • Швартовка по-средниземноморски (Mediterranean-style) (с растяжкой на якоре).
  • Швартовка на швартовочный буй (Mooring buoy).
  • Швартовка в одиночку: алонгсайд и кормой (short and single handed methods).
  • Швартовка алонгсайд на парусах.

В приведенной статье формализованы вопросы выбора правильного места и маневра швартовки. Формализация методов в яхтинге достаточно нетрадиционный, но крайне эффективный подход к совершенствованию и самосовершенствованию яхтсменов. Вопросы формализации и матемизации элементов управления яхтой (швартовки, настройки парусов и т.п.) подробно обсуждаются на курсах Теории. В этой статье объяснения теории приведены очень кратко. Поэтому, крайне рекомендуется для полного понимания теории швартовок выполнить тест.

Как уследить за появлением новых статей, дат курсов и других новостей?
Подпишитесь на наш канал в Telegram и не забывайте читать!