Ченнел. Оффшорный тренинг. Заметки на полях

Авторы: Юлия Виноградова
Ярослав Виноградов
Фото авторов.
С авторами можно связаться на Facebook

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях

Голова на лодке (в дополнение к инструкции по применению):

Головой можно не только есть, пить и, кому повезет, думать. Ей удобно распираться в условиях крена или качки, прислонившись к стене, двери или другой условно вертикальной поверхности, и освободив тем самым руки для выполнения почти осознанных действий. Голова при этом должна быть в шапке. В противном случае ей больно. 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхО традициях:Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях

В душевых-умывальниках-туалетах в маринах хочется повесить объявление большими буквами: «Дорогие британцы! Мы (весь мир) признаем, что Великобритания самая традиционная страна на планете. Мы (весь мир) признаем, что англичане свято чтят и непоколебимо следуют традициям Соединенного Королевства. Но.., блин (!!), два крана с холодной и горячей водой в умывальнике, разнесенные на 15-20 см друг от друга, хоть и выглядят обалдеть как традиционно, но пользоваться ими ни фига не удобно!»

О приливах и течениях или «20 см до выхода»:

 
 Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях«Ты во сколько выходишь завтра?» — привычный вопрос, в ответ на который мозг в автоматическом режиме просчитывает все составляющие — спуститься, вернуться за пропуском, опять спуститься-смахнуть снег с лобового (заднее? а, и так сойдет)-дождаться зеленой стрелки-дальше по правому ряду-звонок другу пока тошним в пробке-парковка-лифт-где этот чертов пропуск!? — и уже через доли секунды выдает результат. 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхЗдесь все несколько иначе. Абстрактные для жителей среднерусской равнины и с трудом припоминаемые параграфы о приливах-отливах и течениях из учебника географии за какой-то там класс, приобретают совсем иное звучание. Проспал «высокую» воду — 3-4 часа загораешь в ожидании, поскольку при перепаде, скажем в 9 метров, понятно, что шансы на выход из марины или прохождения обмеляемого участка равны нулю. 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхТечения — тоже тот еще прикол природы и взаимодействия небесных тел. Движок молотит по полной, на мониторе воодушевляющие сколько-то там с половиной узлов, а полоса берега с гостеприимно выступающими скалами и не думает удаляться. А просто 4,5 узла течения в нос превратили вашу затею в тренажер по сжиганию солярки. Можно гребцов тренировать — удолбаются в усмерть при минимальных вложениях. Так что как ни отмазывайся, а приходится разбираться в таблицах времени «высокой» и «низкой» воды и альманахе течений. 

Всё и все готовы. Один на понтоне возле шкалы уровня воды. «Ну что там? — Двадцать сантиметров до выхода!» И не дай вам бог забыть пропуск!

 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхМилые городки АнглииЧеннел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях

Лимингтон (Lymington), Пул (Poole), Веймут (Weymouth), Дортмут (Dartmouth) — милые, приветливые городки, настоящей, глубинной Англии. Многие из них до сих пор сохранили свой шарм XIX века. Везде мило, заботливо, ухожено … кукольно.

 

 

 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхЧерез канал (theChannel):Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях

Переход Дортмут (Dartmouth) — остров Гернси (Guernsey). Готовились к  реальному сейлингу — ветру, волне, чистке организма и другим прелестям. Но в пять утра идиллическое утро, открыточный рассвет чуть позже и практически зеркальная вода. В итоге, бОльшую часть 60-мильного перехода моторим, имеем «санаторий ВЦСПС» с солнечными ваннами, 4-х разовым питанием и развлекательной программой от двух стай дельфинов, гастролирующих в этом регионе. Ветер, правда, ледяной.

 
Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхЧеннел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхИ только заключительный отрезок в десять миль принес немного рок-н-ролла. Включили 18-22 узла ветра, противоположные направлению течения, моментально «вскипятившие» воду. Пара часов спорта (такингов и джайбингов) и есть полное право важно раздувать щеки, говоря про переход Канала — «под парусом, конечно, а как же еще!?» 

 

 

 

 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхChannel Islands (острова Гернси (Guernsey), Джерси (Jersey), Олдерни (Alderney)):

Небольшие острова, расположенные у побережья Франции, с мутно-забавным статусом и представляющие смешение культур, особенностей и традиций обоих государств. Принадлежат к британской юрисдикции и монархии; чтят Королеву; большинство названий французские; население франко- и англоговорящее; ездят по неправильной, на наш взгляд, стороне; Гернси и Джерси печатают собственные деньги, коими и дают сдачу с принимаемых тут также английских фунтов и евро; являются оффшорными зонами со всеми вТекающими последствиями; не являются частью ЕС (потому как не хотят), Шенген тут не работает, легально находиться можно только по британской визе, утром свежие круассаны и кофе, вечером — фиш-эн-чипс и эль, но в баре. 

В общем, такая вот самостийность и незалЭжность по-европейски. Погода, впрочем, британская. Зонт — не аксессуар, а осознанная необходимость. Ну, либо это нам так повезло.

   Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях  Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях 

Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на полях Ченнел. Оффшерный тренинг. Заметки на поляхИ о погоде, куда ж без нее в Англии?:

Тема столь же бесконечна у жителей Британских островов, сколь и малопрогнозируема. Виндгуру, гриб файлы, местные метеобюро, сводки береговой охраны — мы использовали все, за исключением, пожалуй, лишь первого канала российского телевидения. Но у погоды здесь своеобразное чувство юмора, что способствует философскому отношению к низкой оправдываемости метеосводок. Бывали дни, когда все происходило с точностью до наоборот.  В итоге, наиболее надежной базой для планирования переходов оказывается информация из местных источников (Local Coast Guard Forecast, передаваемый по VHF), что логично, плюс Виндгуру в качестве индикации по ветрам с некоторой скидкой приближения «плюс-минус валеный сапог». 

От кутюр:

Метео тема неразрывно связана с еще одной животрепещущей — а шо бы такое надеть? 

«Сегодня отличная погода! Солнце. И в пяти слоях совсем не холодно! Не то, что вчера!» 

Исходные данные: Великобритания, Солент, TheChannel, ChannelIslands; апрель, температура от 3 до 15 градусов, ветер — от штиля до 32 узлов; периодически морось-дождь, отсутствие зонта. 

Базируясь исключительно на собственном опыте, а точнее ощущениях, рейтинг важности качеств одежды на лодке. 

  1. При всем при этом (пункты 1-3) экипировка должна сохранить вам способность свободно двигаться, чтобы остаться полноценным членом коллектива, а не стать ненужной и всем мешающей частью интерьера.
  2. Способность удерживать тепло — отводить влагу. Надеюсь, не нужны пояснения? Нет? Вот и славно.
  3. Непромокаемость. Напомню, мы в море. Вода может прилететь сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади — отовсюду. Желательно, чтобы она скатилась с вас полностью, не проникнув внутрь. В противном случае сыро, холодно, противно. И никто не придет, и не переоденет в теплое-сухое.
  4. Непродуваемость. Мерзнешь, в основном, не от температуры как таковой, а от пронизывающего насквозь одежду (если не повезло) и дальше уже, также насквозь, тебя потока воздуха. Даже при отсутствии ветра просто при движении на скорости 5 узлов.
    • 4а. Неплохо бы, чтобы вам не нужно было часа полтора, чтобы скинуть весь этот маскарад. Туалет, знаете ли…
    • 4б. Все вышесказанное относится к шапкам, банданам, перчаткам, носкам. Отдельно повторюсь про необходимость, если не сказать критичность, головного убора. См. также про голову на лодке. 
  5. Обувь. Вообще, отдельная песня. Основное — все очень индивидуально. Из универсальных характеристик — та же непромокаемость / водоотталкивающие качества, максимальная «прилипаемость» подошвы на мокрых скользких поверхностях и ее (подошвы) некрасящий состав, чтобы не оставлять следов на тике или пластике. Много лестных отзывов о кожаных (либо в сочетании с кордурой) яхтенных сапогах. С мембраной и без таковой. Выглядят довольно убедительно. В Англии в них щеголяет большинство людей так или иначе связанных с морем, включая профессиональных рыбаков. Жаль, что тест-драйв этой обувки не предполагается. Цена — 230 фунтов. Короче, пока не решился. Может и зря. Обошелся высокими ботинками-лягушками (низ — резина, верх — кожа, синтетический утеплитель) Sorel. Это не реклама? Нет? Тогда оставлю. В обычных кожаных яхтенных туфлях было холодно.
  6. 6 или дополнение. Заметность / светоотражательность. Не раз слышал, что люди падают за борт в самый неподходящий момент. Можно подумать, что есть подходящий, чтобы вывалиться в 12-14 градусную воду. При любом раскладе — что на борту, что за ним — нас должно быть видно. Интегрированные светоотражающие элементы, яркие (кислотные) детали, как минимум нелепая расцветка, в которой вряд ли станешь щеголять в обычной жизни, будут в самый раз. 
  7. Он ничего не сказал про бренд! Ужас!!

На этот счет добро пожаловать на сайты специализированных производителей, коих не так уж и много. Там все расскажут профессионально, убедительно-зажигательно и с цветными картинками. Мне все равно до них не дотянуться. 

Немного из личного опыта. Мнения о применимости в яхтинге экипа, предназначенного для других видов спорта, самые разнообразные. Также нами движет сознание собственной крутизны, вера в технологии и желание продемонстрировать принадлежность к теме. Иногда (и, как правило, не в полном объеме) это компенсируется здравым смыслом, соображениями бюджета и мыслью «а мне это еще все тащить на себе на лодку». 

Итак, куртка MarinePool, мембрана, по-моему, 10-ка (точно не помню) успешно справилась со всеми погодными перипетиями. В штанах-комбезе того же бренда, мембрана 10-ка, плюс один слой мне показалось как-то зябко. И именно с точки зрения (не)продуваемости. Все последующие дни на переходы надевал сноубордические Burton с тонким слоем утеплителя, которые отработали на ура, не сдавшись в том числе и волнам, окатившим меня несколько раз в один из наиболее волнительных дней. Остальное — термаки, флиски и прочее — все довольно очевидно, обременять описанием не стану. Остановлюсь только на жилете-виндстопе из мото гардероба. Надевал по вечерам и в особо ветреные дни. Прекрасное дополнение!  

Еще раз подчеркну. Это не более, чем личные ощущения, полученные к тому же в определенных условиях. Посему никак не тянут на кандидатский минимум и не являются инструкцией или руководством к действию.